Денис Маловичко рассказал в интервью ADIGEA.AIF.RU о том, что интеллигентный человек начинается с почтительного отношения к старикам, уважения к женщине, умения вести беседу, этики поведения и только потом - образования.
Радоваться жизни
Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: - Вы работаете 11 лет, узнали профессию до тонкостей. А что, кроме призовых 100 тыс. рублей, дал вам республиканский конкурс «Учитель года»?
Денис Маловичко: - Работа учителя рутинная. Для достижения успеха необходимо движение, взгляд на себя в профессии со стороны. Барон Мюнхгаузен говорил, что каждый здравомыслящий человек просто обязан время от времени тянуть себя из рутины. Участие в конкурсе помогло встряхнуться, включить творческую жилку, познакомиться с опытом коллег. Для меня, человека, который работает с детьми, очень важно не забронзоветь. Я считаю, что учитель заканчивается тогда, когда пропадает его стремление учиться.
Тем более в наш информационный век, когда дети подчас в техническом смысле подкованы больше учителя.
Учитель заканчивается тогда, когда пропадает его стремление учиться.
- Значит, и ваши ученики дают вам знания?
- Как ни странно прозвучит, они учат меня радоваться жизни. В такой бешеной загруженности, в жёсткости окружающего мира они чисто по-детски не разучились радоваться простым вещам. Я вместе с ними учусь заново открывать для себя мир, тем более что работаю я в Центре дистанционного образования детей-инвалидов. Их улыбки и хорошее настроение для меня вдвойне важны и дороги.
Век парадоксов
- Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
- Оставаться интересным для учеников, умеющим общаться с ними, вместе шагать в ногу со временем. Учитель должен быть кладезем знаний, а не опостылевших нотаций. Это трудно. Мы живём в век парадоксов. В техническом плане молодёжь убежала вперёд, но в плане воспитания этики и духовности хромает на обе ноги.
Если раньше естественным примером воспитания были отец с матерью, то сейчас в глазах большинства молодых их родители - банкроты. Подросток, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой, и не понимает, что это заблуждение.
- Вы преподаёте английский язык. Почему на практике многие школьники не знают ни одного иностранного языка?
- Была такая шутка: российский выпускник может прийти за границей в любой магазин, там поздороваться с продавщицей, назвать своё имя, сказать, что в Лондоне хорошая погода и гордо выйти. Что может сделать педагог за час английского в неделю? Невозможно выучить язык без дополнительного образования. В этом ничего зазорного нет. Ребёнок, который задался целью освоить язык, может в том же Интернете отставить в сторону игру и найти множество разнообразных аудио- и видеометодик изучения иностранного. Было бы желание.
Работа над ошибками
- В прошлом году 42 выпускника после основного ЕГЭ и двух пересдач так и не сдали математику и русский язык. В чём, на ваш взгляд, основные причины удручающего регресса образовательных результатов?
- Вы говорите о результатах ЕГЭ. Я бы не стал их называть регрессом. Успеваемость по учебным предметам в отечественной школе всегда была на этом уровне. Каждый учитель знает: не менее четверти учеников в классе не усваивает программу по математике, физике и русскому языку, причём четверть - это как минимум. Но ничего катастрофического в этом нет. Мы привыкли к тому, что надо учить всех всему. Однако это не означает, что все дети будут одинаково усваивать весь учебный материал. Вот это как раз было бы ненормально. Сегодня меняется форма сдачи ЕГЭ, меняется его содержание. Как оптимист, думаю, что реформы всё же приведут наше образование к позитивному результату.
В профессионально-технические училища или колледжи теперь не принимают с двойками-тройками.
- Руководитель школы востоковедения Алексей Маслов считает, что Россия проиграла битву за образование.
- Я бы не был так категоричен. Битва ещё идёт. Конечно, ошибка России начала 90-х была в том, что, переняв западные стандарты, мы не воспитали людей, которые должны были по ним работать. В результате мы сломали старую систему образования, а новую не получили. Но постепенно ситуация меняется. Да, ЕГЭ как инструмент - несовершенен. Идёт его отработка, незаметная глазу
обывателя. Как учитель, я вижу плюсы и минусы теста.
Но ведь его результаты - ещё и социальная проблема. Единый госэкзамен обратил внимание общества на многие нерешённые проблемы. К примеру, куда после школы пойдут не сдавшие экзамен? В профессионально-технические училища или колледжи теперь не принимают с двойками-тройками. Значит, на улицу? Что такое ЕГЭ? Это итог обучения, это независимая и объективная оценка работы школы. И как ни ругай единый госэкзамен, половина ребят из провинции сегодня поступают в столичные вузы.