Примерное время чтения: 8 минут
204

В Адыгее готовится постановка первой оперы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Адыгея 30/11/2011

«Классическая музыка - это вечность. Она будет существовать и без нас. Другой вопрос: кем станем мы без нее. Разве не обидно, что та же Америка, имея двух-трех великих композиторов, пропагандирует классическое искусство по нескольким теле- и радиоканалам ежедневно? А мы, страна множества великих мастеров, - нет?».

Наверное, поэтому к постановке оперного действа директор и художественный руководитель Госфилармонии Адыгеи Заур Хот подошел со всей ответственностью. К репетиционному процессу он привлек несколько поколений певцов: от профессионалов Кабардино-Балкарии и Санкт-Петербурга, Камерного музыкального театра Адыгеи до студентов республиканского колледжа искусств. По мнению Заура Хота, «Раскаты далекого грома» на музыку народного артиста России Аслана Нехая должна стать событием культурной жизни всего Северного Кавказа. Поэтому после премьеры в Адыгее ее необходимо показать на лучших площадках Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодара.

Об опере

- Заур Цикузиевич, вы руководите процессом постановки новой оперы. Расскажите о сюжете и постановочной группе.

- Начну с музыки Аслана Нехая, в которой трагизм выселения целого народа, исковерканные судьбы и еще много-много чего. Оперу по роману Исхака Машбаша «Бзиюкская битва» он начал еще во времена учебы в Тбилисской консерватории. Либретто написано грузинским драматургом Теймуразом Абащидзе. Сольные партии, хореографические отрывки, увертюра хорошо известны нашему слушателю: в конце 80-х они с успехом исполнялись на сцене филармонии. Но реализовать полностью столь масштабный проект — сложно. Сегодня над оперой «Раскаты далекого грома» работает большой коллектив, лучшие силы республики: режиссер Юнус Сулейманов, симфонический оркестр госфилармонии Адыгеи и дирижер Григорий Михайлов, балетмейстер Мухамед Кулов, ансамбль «Исламей», смешанный хор колледжа искусств, актеры Камерного музыкального театра, хормейстер Саният Агержанокова, музыкальный руководитель Азамат Нехай. Сольные партии - Софа Чич и приглашенный из Кабардино-Балкарии тенор Тимур Гуагов, костюмы Людмилы Дауровой, декорации Рамазана Сиюхова.

- Кто станет зрителем оперы?

- Конечно, для привлечения зрителя в зал можно было бы пригласить известных оперных исполнителей. Но я категорически против! На постановку оперы выделены немалые деньги из республиканского бюджета. Их надо оправдать, а значит, не раз и не два показать оперу. Не только в Адыгее! И потом, эта опера о нашей, адыгской истории, должна остаться в репертуаре коллективов республики. Поэтому решили обойтись своими силами. При этом показать «Раскаты далекого грома» жителям Кавказа, чтобы узнать мнение профессионалов и зрителей. Чтобы опера не осталась монологом, а превратилась в диалог. Эта опера - взгляд современников на трагедию прошлого созвучна и сегодняшнему дню. Для малочисленного народа тема Кавказской войны XIX века, тема культуры глобальна. Время рассудит: или мы выстрелим этой оперой вхолостую, или она станет достоянием народа.

Об образовании

- Вы верите в то, что классическая музыка способна вернуть публику в полупустые залы?

- Обратите внимание, как выстроена наша концертная программа: гала-концерт эстрадных «звезд», затем - опера, потом - концерт трех лучших баритонов России с репертуаром Муслима Магомаева. Это не случайно - хочется со стороны посмотреть на зрителя. Я оптимист. В прошлом году симфонический оркестр возобновил воскресные концерты для взрослых и детей. Как результат - на последнем было около 400 детей. С какими глазами они слушали «Чай вдвоем» Юманса, фрагменты из «Вестсайдской истории» Бернстайна и «Призрака оперы» Ллойда Уэббера. А мюзикл «Ромео и Джульетта», поставленный студентами Института искусств Адыгейского госуниверситета? Я удивился, увидев, сколько молодежи пришло на их выступление. Потом ребята показали мюзикл в Краснодарском университете культуры и искусства, в Армавире. Успех! Так что публика постепенно возвращается.

- А как обстоят дела с национальной музыкой? Есть таланты или нет?

- Есть. Адыгские песни в исполнении Магамета Дзыбова - это подарок слушателю. Дзыбов, Тхагалегов, Начесова - люди ищущие, со вкусом. В планах Аслана Тлебзу - выступление с симфоническим оркестром. Рост и желание учиться налицо. Ведь после ухода Тхабисимова, Натхо, Сиюхова адыгских песен не писал и не пел никто. Самому молодому исполнителю адыгской музыки Чеславу Анзарокову 70 лет. Тяжело, но надо поднимать планку исполнительского искусства. И молодые музыканты это понимают. Рядом с профессионалами меняется их репертуар.

- Среди студентов Адыгеи был проведен мониторинг. Большинство не знает фамилий современных композиторов. Как объяснить этот факт?

- А чего вы хотите, если даже преподаватели называют композитором современности 80-летнего Родиона Щедрина, который давно «перешел» в разряд классиков? Если 90% музыкантов не любят музыку? Для них это - способ существования. Поэтому на концертах коллег их не увидишь. Дела, знаете ли, дети, семья! О творчестве речь уже не идет! Когда в музыкальной школе ребенка заставляют «долбить» гаммы, при этом не обучая слышать музыку, идет дрессура. Кому она понравится? Когда педагог сам перестает быть студентом, на работе смотрит на часы, а не в партитуру, о какой любви можно говорить? Настоящий музыкант - не тот, кто живет музыкой, а тот, кто не может без нее жить! Что показал последний конкурс им. Чайковского? Лучшие музыканты - в Китае. А где наша знаменитая трехступенчатая система обучения? Лежит в основе китайской школы. Где лучшие наши педагоги? В Китае, где умеют самоотверженно заниматься своим делом! Не перестаю вспоминать слова Гюго: «Разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти - буква, цифра, нота». Уберите один из ключей, исчезнет гармония.

О таланте

- А чего нам не хватает, чтобы вырастить талант?

- Попустительствуем посредственностям, забывая, что в искусстве нельзя ничего прощать. Любой компромисс — фальшь. В музыке есть понятие: «энгармонически равные звуки» - равные по высоте, но разные в тональности, значимости. Нельзя заменить один другим. Найти в искусстве свою тональность - это великое счастье. Не надо делать ссылки на то, периферия это или нет. Если профессионал, будь добр им оставаться везде!

- В одном из интервью Вы сказали: «Многое зависит от духовных потребностей публики». Но люди были недовольны, выходя после концерта театра музыки «Ромэн».

- А это тоже к слову о профессионализме. Ошибка в том, что мы доверились знаменитой фамилии Волшанинов и тому, что цыганские коллективы никогда не роняли своего достоинства плохим выступлением. Это было в традиции. Цыганские ансамбли всегда демонстрировали блестящую вокальную и танцевальную технику, эмоциональность выступления. Но после этого выступления мы с этими «артистами» прекратили общение. Обидно за зрителя и стыдно за актеров. Да, жить надо, но не ценой обмана. Есть замечательная поговорка: «Не посылайте Ваших уток в школу для орлов!». Как бы ни рядились, все равно будут крякать и низко летать.

- А что делать, чтобы зритель не считал классику скучной?

- С этого года филармонией запущен проект «Классика - это классно!». Вообще, что такое классика? Это шедевры. Они не могут быть скучными, если зритель обладает хоть малой долей интеллекта. Они не могут устареть, потому что вечны. Они все так же будут прекрасны, вне зависимости от того, слушаем мы их или нет. Другой вопрос, что мы деградируем, когда отказываемся от такого богатства.

- А где сейчас таланты-гении?

- Нет их, на мой взгляд. 99,9% ребенка - кровь материнская. У адыгов есть пословица «Умной матери сын». От умной матери рождается умный сын. Не будет у нас гениев, пока женщины будут так принижены социально, экономически, политически. Она «вкалывает» за двоих, зарабатывает на жизнь. Она взвалила на себя мужские обязанности. Пока мы не поставим женщину на определенное ей природой место, не обеспечим ей красивую и спокойную жизнь, гении в стране не родятся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах