Чтобы молодежь пришла в музей, он должен стать современным, быть неожиданным и интересным, считает работник одного из музеев Адыгеи Фатима Сулейманова.
В интервью ADIGEA.AIF.RU Фатима Сулейманова рассказала о новых музейных проектах, неравнодушном зрителе и о том, что сегодня интересно молодежи.
Стремительная эпоха
Карина Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: 18 мая мир отмечает Международный день музеев. Вы согласны со словами директора музея им. Пушкина Ирины Антоновой, что «искусство не может умереть»?
Фатима Сулейманова: Конечно! Искусство не может умереть. Всегда будут петь - неважно, есть голос, нет голоса. Всегда будут танцевать и рисовать. А если начали рисовать, будут думать, что хотят сказать рисунком. Поэтому я верю, что искусство - это диалог с миром, которому нет конца.
- Если говорить на языке Востока, сегодняшняя стратагема воспитания - «каждый сам за себя». Но вы говорите об уважении к людям. Не боитесь прослыть белой вороной?
- Для меня уважение к людям - немаловажный фактор. Этому меня учили с детства. Я из семьи военного-подводника, но летние каникулы всегда проводила в родном ауле Джерокай. Все три месяца меня окутывала любовью бабушка. Она воспитывала меня в духе адыгэ хабзе - рыцарского кодекса адыгов. Один из главных его постулатов - уважение к человеку. Бабушка сама следовала этому правилу и не раз говорила: «Живя среди людей, учись их уважать, прислушивайся к чужому мнению. Оно может уберечь от ошибки и стать добрым советом».
Но я ни в коей мере не хочу критиковать современную молодёжь. Мы все без исключения - то, что в нас вложили родители. А тема отцов и детей вечная. Но надо понимать, поменялось время, поменялось мироощущение. Я принимаю молодых такими, какие они есть. Смешно пытаться их изменить. Есть интересные ребята, умные, думающие и очень талантливые. Но им досталась стремительная эпоха. Они бегут, часто у них нет возможности остановиться и задуматься, проанализировать происходящее. Они живут одним днём, стараясь сделать его по возможности насыщенным. Вот тут и стоит прийти им на помощь.
Вслед за молодыми
- Разве музей может приостановить эту бегущую молодость и привести на свой порог?
- Может. С помощью талантливых выставок и встреч. Чтобы молодые пришли в музей, он должен стать современным: менять формы работы, быть интересным и неожиданным. Мы в работе нашего музея часто используем интернет. Не первый год в филиале проводятся виртуальные туры по Русскому музею, где самые выдающиеся учёные-искусствоведы читают лекции онлайн.
Недавно в музее открылась новая археологическая выставка, оснащённая онлайн-панелями, где можно получить информацию о каждом экспонате.
Наша концепция строится на изучении традиций и современных тенденций искусства Востока и Северного Кавказа. Поэтому популярностью у посетителей музея пользуется, например, образовательная программа по китайскому чаю, где профессионалы объясняют и показывают правила китайской чайной церемонии, рассказывают о секретах знаменитых чаёв Поднебесной. Интерес вызвал и мастер-класс по японской каллиграфии.
Но если культура Востока в головном музее представлена более чем полно, то многогранное искусство Северного Кавказа нужно ещё открывать и открывать. Благодаря директору нашего музея, почётному члену Российской академии художеств Нафисет Кушу, в Адыгее показаны лучшие проекты музея Востока и работы лучших художников России, многие из которых открывали в Адыгее свои персональные выставки.
«Нет» не говорим
- Что должно оставаться в музее незыблемым?
- Посетитель и магия таланта. Почему в сильные морозы стояла очередь на выставки Сурикова и Айвазовского? Потому что, как бы красочно не выглядели в интернете фотографии картин, они не заменят чувств, которые испытываешь, глядя на подлинник в зале, - когда видишь, как двигалась рука художника, нанося мазок, когда чувствуешь запах холста и ощущаешь его неровность. Только в зале можно увидеть живое искусство, энергетику мастера, которая идёт от полотен, и этого не передаст даже самая высокочувствительная камера.
- Ваше отношение к тому, что многие выставки в России закрываются?
- Категорически против. В японском этикете не принято говорить «нет». Прежде чем сказать «мне не нравится», нужно хотя бы попытаться понять.
Нормально, когда зрители не остаются равнодушными к экспозиции. Но если мы называем себя демократическим обществом, такие резкие выпады в сторону выставок делать не стоит. Тем более что печальный опыт есть - выставка советских художников-абстракционистов на Кузнецком мосту в 1962 году. Тоже говорили: оскорбляет чувства, такая мазня недопустима в нашей стране. А через несколько лет работы участников экспозиции вошли в список шедевров мирового искусства.
Несколько лет назад я побывала в Санкт-Петербурге на выставке «Конец веселья» британцев Диноса и Джейка Чепменов. Сколько бы ни говорили о том, какая она скандальная и провокационная, я испытала настоящее потрясение. А искусство как раз и должно потрясать и волновать. Его главный судья - не человек, а время. Истинный талант остаётся на века.