В память о муже, первом директоре филиала, исполнила его мечту - закончила строительство музея. Только в этом году жители Адыгеи увидели «Рисунки в стиле дзен», которые привез их автор - Михаил Шемякин, японскую гравюру средневековья, впервые поучаствовали в празднике «Ночь музеев».
- Без этой постоянной занятости я себе жизнь не представляю. Больше всего люблю налаживать связи, общаться с художниками. Для того, чтобы привлечь их работы в музей, который считаю вторым домом Мастеров. При этом ужасно не люблю бумажную работу. Но это, к сожалению, входит в мои обязанности, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» директор Северо-Кавказского филиала Государственного музея искусств народов Востока Нафисет Кушу.
Хлеба и зрелищ!
- Ваш музей - это выставки на любой вкус: от авангарда до традиционных пейзажей, от средневековых гравюр до инсталляций и костюмов-символов. Но после открытия зрителей катастрофически не хватает. Чего не достает?
- Массовому зрителю как всегда - хлеба и зрелищ! А истинных ценителей прекрасного было немного во все времена. Другой вопрос, что мы их эстетически не воспитываем. Недавно по приглашению Михаила Шемякина делегация из Адыгеи побывала во Франции. Осталось ощущение соприкосновения с гением, которого в России толком не знают. А он занимается всеми направлениями культуры - от живописи, графики до скульптуры и балета. При всей своей занятости Шемякин ведет огромную исследовательскую работу. Она не приносит дохода, но дает эстетическое наслаждение тем, кто соприкасается с его творчеством. Мы побывали в городе Лош, что в 150 км от Парижа. Рядом с замком Карла VII Михаил Шемякин хочет создать культурный центр, где регулярно будут проходить выставки художников Северного Кавказа. Чтобы показать миру богатое культурное наследие Кавказа во всей его полноте. Поразило, что в город с населением 8 тысяч человек ежегодно приезжает 300 тысяч туристов, которые в будущем обязательно станут посетителями культурного центра Михаила Шемякина. Восхитило уважение французов к таланту мастера и культурному наследию своей страны.
Привычка к катастрофам
- Но в России музеев не меньше, чем во Франции. Откуда тогда у молодежи тяга к дешевым эффектам. А не к настоящему искусству?
- Все объясняется страшной духовной запущенностью. Пока не поймем, что не экономика, а культура, духовность являются движущей силой общества, будем пребывать в кризисе и дальше. И все же, если бы я имела возможность, то в первую очередь повысила зарплату учителям. С них начинается воспитание чувств маленького человека, его тяга к прекрасному. Когда я училась в школе, мой преподаватель истории Павел Павлович увидел у девочки из аула Понежукай тягу к рисованию, помог развить ее. Благодаря учителю, я стала архитектором. Хотя раньше об этом даже не мечтала. У учителей должна быть материальная заинтересованность в качестве знаний учеников. И не только у учителей. На периферии многие музейные работники привыкают к тишине. Но штиль в работе - это творческая смерть. Особенно для музея.
- Меняется ли в России отношение к искусству?
- Я думаю, что искусство становится разным. Это касается музыки, литературы, и живописи в том числе. Они становятся достоянием все большего числа людей. Не только в России, но и в мире. Но в то же время наблюдается некоторое снижение критериев качества, содержательности и глубины. Конечно, не для всех и не всегда. Хотя я думаю, что в какой-то момент произойдет остановка и начнется следующий этап постижения. Медленно у нас приходит осознание того, что не может человек постоянно жить новостями о катастрофах - обязательным «пунктом программы» телевидения. Это пагубная привычка! Часто слышу: «Нам сейчас не до искусства!» А общество нельзя считать здоровым, если в загоне культура.
- Именно поэтому вы стараетесь проводить в Северо-Кавказском филиале музея Востока не только выставки уникальных мастеров?
- Конечно! Как единственный в своем роде музей на Кавказе, мы проводим огромную просветительскую работу. Это и презентации студенческих проектов, мастер-классы для художников. В прошлом году мы порадовали зрителей выставкой уникального художника-авангардиста Евгения Цея - человека великого таланта и мужества. В начале сентября в рамках проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина» в Северо-Кавказском филиале музея Востока пройдет очередная научно-исследовательская выставка мэтра. На этот раз художник представит свой философский подход к теме «Крик в искусстве». В основе экспозиции - изучение природы человеческих эмоций, этой темой изучением художник занимался более 40 лет. На выставке будет показано всё многообразие художественных подходов к данной теме, начиная от ритуальных масок преколумбийского искусства, древней японской культуры и средневековых храмовых витражей, вплоть до произведений современных художников. Исследовательские работы по теме «Крик в искусстве» специально будут привезены из Франции и представлены для обозрения в залах нашего музея.
От барокко - до ампира
- В последнее время слышно много нареканий в адрес современных городских застроек. Ваше мнение как архитектора?
- Индивидуальность и неповторимость городского пейзажа во многом зависит от его архитектурных ансамблей. А у нас сейчас нет ни единого стиля, ни архитектурной идеи: строим кто во что горазд - от барокко и готики до ампира. Нашим городам не хватает общей архитектурной идеи. Каждый на своем участке «ваяет» что хочет. В результате - понятие «градостроительство» уходит в прошлое, а на первый план выходят интересы заказчика. Чаще всего, безграмотные с архитектурной точки зрения. И еще одна болезненная тема... Нельзя возводить новые здания, уничтожая при этом старый облик городов. Разрушены московские памятники архитектуры на Воздвиженке и Лубянке, в районе Охты в Петербурге. А сколько дольменов и курганов Адыгеи пострадало от рук «черных» археологов? Подзабыли, что архитектура - каменная летопись эпохи! И о каком стиле судить архитекторам будущего по нашим разношерстным застройкам? Свобода для нас оказалась самым страшным испытанием. Мы с ней не справились.
Цензура необходима!
- Что в вашем понимании значит слово «свобода»?
- Свобода - это цена победы, которую мы одерживаем над собой. Это значит, уметь ограничивать свои желания, которые причинят вред другим. И потому я бы обязательно ввела цензуру, так как то, что льется на нас с экранов телевизоров, не то что свободой, массовой культурой назвать - язык не поворачивается. И поражает спокойствие властей.
Когда на праздновании 300-летия Санкт-Петербурга ветераны Великой Отечественной поинтересовались, когда же прекратятся трансляции насилия и жестокости по телевизору, им ответили: этот вопрос - на усмотрение директоров центральных телеканалов. Как можно передавать духовность в руки частников, для которых на первом месте стоят рейтинг и прибыль? Получается, лет через 20 мы получим еще одно бездуховное поколение? Ладно, мы... За будущее внуков страшно!
Можно сколько угодно говорить о возрождении традиций, кодекса чести адыгэ хабзе, а телевизор свое дело делает. Когда китайцы посылали проклятье, они говорили: «Жить тебе в эпоху великих перемен!», а поэт Тютчев написал: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!», Цой добавил: «Мы ждем перемен». Посетили и дождались! И как всегда, китайцы оказались правы.
«Россия - страна крайностей»
- Есть сегодня в России герой?
- Откуда? В начале XIX века Чаадаев в своих «Философических письмах» высказал очень интересную мысль: Россия не просто территория страны, она создана, чтобы преподнести миру великий эксперимент. В XX веке мы провели эксперимент: построение коммунизма на 16 части суши. Результаты ощущаем до сих пор. Как в любом эксперименте, было здесь и отрицательное, и положительное. А герои остались в прошлом.
- Получается, стосковались по железному кулаку?
- Стосковались по порядку и сильной руке! Я не сторонница радикализма. Но одно скажу точно: мы - страна горизонтов и крайностей. А демократия - это диктатура закона, перед которым все равны. Время показало - нам еще этой демократии надо учиться и учиться. Может, тогда и до культуры дело дойдет...