Кто из нас хотя бы раз в жизни не слышал строгий совет врача: «Полный покой»? А вот древние адыги никогда не желали своим больным и раненым покоя. Наоборот, у них существовал целый и довольно шумный обряд, который у больного вызывал улыбку и желание жить.
Песни и шутки для больных
Адыгская культура многообразна, она не ограничивается только кухней, национальным костюмом, песнями и танцами. Большой её пласт посвящён жизни воинов, в том числе помощи при ранениях и болезнях.
Давно известно, что адыги первыми в мире изобрели процедуру оспопрививания. Но мало кто знает, что адыги практически не ампутировали конечности. Они накладывали шины (дощечки), лечили травами, мазями и... песнями. В XIX в. в своих воспоминаниях российский дипломат и офицер, барон Фёдор Торнау писал: «Надо отдать справедливость искусству, с которым горские лекари вылечивают самые опасные раны. Ампутация у них не в употреблении, и мне не раз случалось видеть кости, сращённые после того, как они были раздроблены картечью».
После таких манипуляций лекарь категорически запрещал раненому шевелиться. А чтобы он не вздрогнул во сне и не повредил перевязанную кость или рану, друзья и родные не давали ему спать, устраивая целый обряд - по-адыгски «кlапщ» или чапщ.
Чапщ - это вечеринка с танцами, песнями и играми. Сегодня известно, что во время смеха в организме снижается уровень выработки гормонов стресса - кортизола и адреналина, происходит выброс в кровь гормона счастья - эндорфина.
«На чапщ у постели больного собиралась молодёжь со всего аула. Песни, танцы, игры и шутливые перебранки (зэфэусэ) исполняли чаще всего ночью, потому что именно тогда недуг принимает острые формы. Главная цель позднего чапща - не дать больному уснуть, не оставить его наедине с болезнью. Обязательным атрибутом чапща в его архаическом варианте было наличие магических элементов, способствующих отпугиванию злых духов, победы жизни над смертью (смех, шум, железный плуг, яйцо)», - рассказала профессор Института искусств Адыгейского госуниверситета Алла Соколова.
Зачем наигрышу звук стона?
До и после хирургических манипуляций обряд чапщ сопровождался многочисленными так называемыми чапшевыми песнями под аккомпанемент на шичепшине - адыгской скрипке. Это были героические песни о подвигах и терпении. Их пели, чтобы подбодрить человека, дать ему силы выдержать боль.
В цикл чапшевых песен входили песни на каждый случай - лечение оспы, простуды, ранение, извлечение пули и так далее.
К примеру, когда лекарь начинал извлекать пулю, музыканты исполняли особый наигрыш. Так как даже раненый воин не имел права проявлять слабость, ему помогали не потерять лицо: наигрыш содержал единственное междометие, напоминающее звук стона: «Iахь». Оно должно было заглушить реальный стон.
Чапщ сохранялся в культуре адыгов вплоть до начала XIX в. Но и сегодня традиции чапща находят применение в медицине других регионов. В алтайском краевом онкодиспансере для пациентов отделения реабилитации проводят музыкотерапию.
Музыка и пение благотворно влияют на органы человека. Как доказали учёные, это помогает снять усталость, снизить уровень тревожности и страха.