В третий раз в Адыгее возобновляют скандальное расследование по факту ДТП, с момента которого прошло более трёх лет.
У родственников троих погибших, которые официально признаны пострадавшими в той аварии, есть основания полагать, что и в этот раз виновник их бед сможет уйти от наказания: он в суде обжаловал действия следователей полиции, доставших это уголовное дело из архивов.
Уголовное «преследование»
С жалобой в суд обратился водитель второй машины - внедорожника Дмитрий Мишков, который, по мнению экспертов, стал причиной аварии. Он считает, что исполняющий обязанности начальника следственного управления МВД по РА Цебоев, отменивший постановление о прекращении уголовного дела и возобновивший 7 марта 2014 года расследование по факту ДТП, не прав. Мишков просил суд признать «необоснованным и незаконным» многократное возобновление следствия по одному и тому же основанию: «в связи с неполнотой проведённого расследования». Кроме того, действия Цебоева нарушают его права, так как он, Мишков, дословно - «длительное время находится под постоянной угрозой уголовного преследования».
Как пояснил суду представитель следственного управления МВД, Цебоев рассмотрел жалобу потерпевшей стороны и «вынес законное постановление в рамках своих полномочий» о возобновлении расследования.
Вроде бы всё ясно и понятно: если водитель Мишков ни в чём не виноват, то это будет окончательно доказано. Или опровергнуто. Пострадавшими в уголовном деле официально признаны три женщины, потерявшие в том ДТП своих родных и близких. И они не могут смириться с тем, что более года назад кто-то из чиновников-законников решил свернуть расследование в отношении армавирского бизнесмена Мишкова. Повод был найден формальный - вину возложили на погибшего водителя отечественной легковушки и прекратили уголовное дело «в связи со смертью виновного лица», не спросив даже у потерпевших, согласны ли они с таким решением. Возражения близких родственников со стороны умершего подозреваемого следствие обязано учесть по закону. Те, кто вёл следствие раньше, мнением родственников погибших почему-то пренебрегли, а прокуратура предыдущее решение пропустила.
21-й километр
Трагическая авария, вокруг которой так странно развиваются события в республиканских правоохранительных структурах, произошла 31 марта 2011 года. Всё это время - три года - законные права пострадавших отчаянно отстаивала адвокат Людмила Бунёва, официально обращаясь в МВД, республиканскую прокуратуру.
Дело прекращали и возобновляли, а вина как бы «шла» за погибшим в аварии водителем отечественной легковушки. - Дело в том, что очередное возбуждение уголовного дела по факту ДТП, отразилось, прежде всего, на родственниках тех, кто погиб в той аварии. Их заставили дать письменные объяснения, - рассказала специально для «Адыгеи сегодня» адвокат пострадавших Людмила Бунёва.
- Наша трагедия случилась три года назад, тогда о ней многие в Адыгее были наслышаны, ведь тот, кто виноват, несколько раз скрывался от следствия, - говорит жена одного из погибших Олеся Соловьёва.
Авария случилась на федеральной автодороге Майкоп - Апшеронск - Туапсе. В протоколе от 31.03.2011 г. записано: «Около 16 часов дня, на 21-ом км произошло дорожно-транспортное происшествие при участии двух автомобилей: «Тойота Лэнд Крузер», которой управлял житель г. Армавира Краснодарского края Дмитрий Мишков, ехавший в сторону города Апшеронска, и «ВАЗ-21124», в которой трое мужчин возвращались в Майкоп».
В результате ДТП водитель «Лады» Алексей Кульпин, его 20-летний племянник Константин Лазуткин и пассажир Александр Соловьёв скончались на месте аварии.
Результатами экспертизы, а её для большей объективности проводили эксперты Краснодара, установлено: причиной ДТП явилось нарушение правил безопасности дорожного движения водителем Мишковым.
- Несмотря на это 30 июля 2011 года уголовное преследование в отношении Мишкова в Адыгее было прекращено - «за отсутствием состава преступления» в его действиях. После многочисленных жалоб в полицию, прокуратуру и суд Майкопского района в ноябре 2011 года расследование возобновили. Тогда же были добыты дополнительные «бесспорные доказательства виновности Мишкова в совершённом ДТП». В числе доказательств - ещё одна, дополнительная, автотехническая экспертиза, подтвердившая выводы предыдущих экспертов, - говорит адвокат.
Внедорожник занесло
Но предъявить обвинение армавирскому предпринимателю полицейские не могли в течение 10 месяцев - он не являлся по вызову следователя. Предприниматель живёт в Армавире, а следствие идёт в Майкопском районе Адыгеи: у занятого бизнесом человека нет времени для поездок? Но и привезти его в Адыгею в принудительном порядке оказалось нелегко. Мишкова не нашли по указанному им армавирскому адресу, да и вообще потеряли из вида - он скрылся от следствия и 7 ноября 2011 года был объявлен полицией в розыск.
Однако 30 ноября Мишкова задержали и доставили в изолятор временного содержания в Майкопском районе. И уже на следующий день, 1 декабря, он был освобождён, несмотря на то, что открыто игнорировал следователя.
- Потрясающий факт: 1 декабря 2011 года Мишкова освободили из-под стражи, поскольку бывший тогда начальником следственного управления МВД по Адыгее чиновник, обладая исключительными полномочиями по ходатайствам перед судом о содержании подозреваемых под стражей, такого согласия по Мишкову не дал, и «беглеца» отпустили на свободу, - говорит адвокат Бунёва.
Но Мишков по-прежнему не являлся к следователю! И 13 февраля 2012 года его в третий раз объявили в федеральный розыск.
- Чем можно объяснить все эти факты? Если два предыдущих раза его находили в течение месяца, то на третий раз он исчез надолго, - говорят родственники погибших в ДТП. Видимо, дважды легко избежавший заключения под стражу и предъявления официального обвинения, участник злополучного ДТП и сам поверил, что абсолютно прав и закон ему не указ. Во всяком случае, действия де-факто облечённых властью чинов МВД и прокуратуры республики его могли в этом убедить. Словом, только предположим, Мишков решил, что и де-юре он прав.
Доказать всем полицейским Адыгеи, что является гонимым и преследуемым он решил самым крутым образом - отправился к председателю Следственного комитета Российской Федерации, генерал-полковнику юстиции Александру Бастрыкину, который проводил личный приём в Краснодаре.
- По одной из версий, он не раз утверждал и хотел убедить Бастрыкина: в Адыгее его преследуют по самой ужасной причине - он успешный кубанский бизнесмен, его бизнес «кошмарят», - говорят полицейские.
- По свидетельству очевидцев тех событий, Мишков пришёл к главе Следственного комитета, но как только предъявил документы, тут же выяснилось - он находится в федеральном розыске. Прямо на приёме Мишкова взяли под стражу, - рассказала Бунёва.
Из приёмной Бастрыкина предпринимателя Мишоква доставили в изолятор временного содержания города Краснодара, а затем этапом отправили в знакомый уже ему по предыдущему задержанию ИВС Майкопского района, в посёлок Тульский. И освободили.
По словам адвоката, объяснений бизнесмена, что его «просто преследуют», оказалось достаточно, чтобы в районном суде, где решается вопрос об избрании меры пресечения для задержанного подозреваемого, в присутствии представителя прокуратуры Мишкову снова «подарили» свободу. Фраза «не надо кошмарить бизнес» произвела магические действия в данном уголовном деле.
«Потрудитесь объяснить»
- Хотя, как выяснилось, официально Мишков нигде не работает. Бизнеса за ним не числится. Ездит на крутых иномарках, всем видом подтверждает свой высокий социальный статус. Вопрос не в этом. Сейчас следственное управление МВД по Адыгее снова возобновило расследование. Мишков предпринял попытку опротестовать это решение полиции в суде, при этом представитель прокурора поддержал его жалобу, убеждая судью, что всё законно: исполняющим обязанности начальника следственного управления республиканского МВД Цебоевым «постановление вынесено необоснованно», - говорит Бунёва.
Возможно, в республиканской прокуратуре просто представили ситуацию в иной форме?
Но у пострадавших есть основания подозревать чиновников прокуратуры и бывшего работника МВД в круговой поруке и заинтересованности спустить уголовное дело по факту ДТП «на тормозах».
Законники на самом деле поступали иначе, чем того требует их профессиональный долг и правовой статус. Иначе чем объяснить, что как только в следственном управлении МВД по Адыгее в феврале 2014 года уголовное дело реанимировали, зампрокурора Майкопского района Морозов решил, что вполне законно вызвать в прокуратуру в посёлок Тульский жену одного, бабушку и мать двоих других погибших в аварии мужчин.
- Первое, что сделал зампрокурора района в ответ на действия исполняющего обязанности начальника СУ МВД по Адыгее, «отобрал» письменные объяснения у женщин: почему они, спустя три года и прекращения «на законных основаниях» в отношении Мишкова уголовного преследования, всё ещё жалуются, - говорит Бунёва.
Возмущённая ходом таких разбирательств, адвокат обратилась с новой жалобой - в адрес генпрокурора России Юрия Чайки. По мнению адвоката, законному рассмотрению установленных в деле о ДТП фактов мешали бывший теперь уже начальник следственного управления республиканского МВД, работник прокуратуры и адвокат Мишкова, которые давно «поддерживают между собой дружеские отношения».
- Вообще, это нереальная история! Трое погибших, из которых один молодой парень, сын, а другой - отец двоих малолетних детей. И тот, кто был за рулём - сын и брат, опытный профессиональный водитель. Разве они не были гражданами республики, трудягами и налогоплательщиками? Или у Мишкова иммунитет против следователей, включая главу Следственного комитета России Бастрыкина? - спрашивают женщины, признанные пострадавшими.
С конкретными доводами Бунёвой, как теперь ясно, убедили нового руководителя следственного управления полиции и суд Майкопского района. Как сказано в постановлении суда от 22 апреля 2014 года: возобновление производства по уголовному делу № 5110115 «является законным, обоснованным и мотивированным, а жалоба Мишкова Д.В. не подлежит удовлетворению». Дело отправлено на доследование.