Майкоп, 20 ноября - АиФ-Адыгея. Доход банков от незаконных комиссий, навязанных страховок и астрономических штрафов больше, чем от процентов.
При обращении в банк надо быть очень внимательным. Несмотря на то, что Высший арбитражный суд обобщил в своем Информационном письме нарушения банковского законодательства при выдаче кредитов - многие банки по-прежнему пользуются нашим незнанием.
Как получить информацию
Зачастую банки отказывают в предоставлении информации о размере и расчете задолженности по кредитному договору. Это нарушение закона «о защите прав потребителей».
- Банк обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Размер кредита, полная сумма, подлежащая выплате, а также график платежей - это не коммерческая тайна.
Если банк отказывается предоставлять такую информацию, необходимо обратиться в суд, - прокомментировала руководитель Консультативного центра Роспотребнадзора РА Нелли Шарипова.
Редактируем договор
Клиент имеет право потребовать внести любые изменения в текст кредитного договора до его подписания. Но банки чаще всего стараются избежать внесения каких-либо изменений в текст, предлагая его к подписанию клиенту в качестве типового. Любые изменения в тексте договора будут сопровождаться необходимостью согласования их с юридической службой банка. Это может затянуть процесс получения кредита. Поэтому в большинстве случаев банки на такие условия не идут.
По словам представителей нотариальной палаты Адыгеи, если банк конкретно для вас изменил некоторые условия типового договора, то, чаще всего, это приведёт либо к увеличению процентной ставки по договору, либо - к дополнительным финансовым потерям.
Платёж-то липовый
Банковская организация не имеет права взиматт периодические и единовременные платежи за предоставление кредита и рассмотрение заявки на его получение.
Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 № 395-1 предусматривает предоставление денежных средств физическим лицам в безналичном порядке путем зачисления на банковский счет клиента-заёмщика или наличными средствами через кассу банка. При этом никак не регулируется распределение издержек между банком и заёмщиком, которые необходимы для получения кредита.
- Однако из пункта 2 статьи 5 «Закона о банках» следует, что банковские организации размещают привлечённые денежные средства в виде кредитов от своего имени и за свой счет. Поэтому взимание банками с потребителей платежей за предоставление кредита является незаконным. Изложенные виды комиссий и различных платежей могут быть истребованы потребителями с кредитных организаций в рамках ст. 1102 Гражданского кодекса РФ (неосновательное обогащение) в претензионном либо судебном порядке, - прокомментировала руководитель Консультативного центра Роспотребнадзора РА Нелли Шарипова.
Карта против отпуска
Случается, что банки гораздо дольше положенного срока оформляют карты, из-за чего страдают клиенты - задерживаются переводы, срываются отпуска и покупки.
Это снова нарушение закона. Для начала необходимо понять, какой срок был установлен при обращении в банк за выпуском карты, насколько банк уже «опоздал» с передачей карты.
- В соответствии со ст.28 вы имеете право назначить исполнителю новый срок, потребовать уменьшения цены за оказание услуги или отказаться от исполнения договора. Также вы вправе потребовать возмещения убытков, причинённых в связи с нарушением сроков оформления карты. Свои претензии к банку изложите в письменном виде и отправьте в офис «обидчика». Если не поможет, обращайтесь в суд, - прокомментировала руководитель Консультативного центра Роспотребнадзора РА Нелли Шарипова.