«Где проходит белая линия живота?» - задаёт хирург вопрос интерну. Нет ответа. Хотя вскоре интерн сам начнёт оперировать. «Как оказать первую помощь?» - спрашивают молодую медсестру. Опять молчание. О том, какую помощь ждать от этой медсестры, остаётся только гадать.
За дипломом
«Это хорошо, что миллионом рублей подъёмных молодых врачей привлекают на село. Но ведь не учитывают географические особенности. Зачем в маленькой Адыгее давать врачу миллион, чтобы он работал в станице Ханской, в пятнадцати минутах езды от Майкопа, или в Западном, до которого ещё ближе? Этот миллион можно было бы потратить с большей пользой - купить, к примеру, реанимобиль», - считает заведующий хирургическим отделением горбольницы, активист регионального отделения Обероссийского народного фронта Альберт Багов.
О том, что подготовка студентов-медиков идёт на очень низком уровне, говорят не первый год.
«Я на первой студенческой практике вопросов стараюсь не задавать - материала первого курса они не знают. Операционная медсестра порой лучше разбирается в терминах, чем будущие хирурги. Ни один из них не пришёл на ночное дежурство в горбольнице. Это что за специалисты? У нас не хватает медсестёр - уходят в частные структуры или вообще продавцами на рынок. На кого бюджетные деньги тратим?» - говорит Багов.
На выбор
Не хватает персонала и для поликлиник. Откуда взяться персоналу, если модернизация здравоохранения не коснулась профобразования.
«Колледж Майкопа ежегодно выпускает более 100 медсестёр. Но в больницы и поликлиники идут единицы, ещё меньше - в медвузы. Мы берём девятиклассников на платное обучение по среднему баллу аттестата, который никак не контролируется. В прошлом году 60 абитуриентов ушли ни с чем на улицу. Почему бы не сделать учёбу на 1-2 курсе бюджетной, чтобы потом мы могли выбрать лучших для бюджетного обучения, а остальные учились бы платно?», - предлагает директор Майкопского медколледжа Валерий Ковалев.
По словам директора медицинского института Майкопского технологического университета Сергея Лысенкова, не лучше обстоят дела с будущими врачами: многие абитуриенты при поступлении не знают даже азов химии, биологии. Неучей становится всё больше - скоро в медицину придёт целая плеяда троечников. И преподаватели, и медики требуют: ограничить набор на платное обучение, увеличить часы практики и жёстко отчислять за неуспеваемость. Из 60 студентов Чечни, пожелавших перевестись в майкопский медвуз, реальные знания показали только четверо.
Но дефицит кадров в Адыгее связан не только со студентами, но и с преподавателями. Сегодня медицину преподают совместители, чья психология не соответствует требованиям вуза. В мединституте нельзя подрабатывать. Поэтому практики не без оснований считают, что через 2-3 года в Адыгее не останется ни одного грамотного молодого медика.