В декабре прошлого года в республике открылась новая форма услуги - «Социальное такси». О машинах, предназначенных для перевозки инвалидов, написали все СМИ. Однако через три месяца работы новая услуга обросла проблемами.
Вызов в убыток
Служба открылась на базе «Майкопского такси». Для реализации одного из пунктов программы «Доступная среда» всё было готово: в парке из почти 280 машин отобрали 60 такси, которые обслуживали инвалидов.
«Прежде чем приступать к работе, мы ознакомились с опытом Омска, наладили работу с инвалидами по зрению, глухими и слабослышащими. Рост заказов налицо. Если в январе 3-5 вызовов, то сейчас - до 50», - рассказал директор транспортной компании Адам Ашинов.
Но есть ряд вопросов, которые парк не в состоянии самостоятельно решить. «Социальное такси» остаётся недоступным для большинства инвалидов-колясочников. Только 12 из них пользуются новой транспортной услугой.
По словам председателя Союза инвалидов-колясочников Адыгеи Ольги Карапетян, этих людей можно перевозить в обычных машинах - их коляски складываются и помещаются в багажник. Остальным нужен спецтранспорт. Иначе «Социальное такси» для них недоступно. Хотя во многих регионах такой транспорт есть.
Адам Ашинов подсчитал, во что покупка спецтранспорта для социального такси обойдётся городскому бюджету. Себестоимость часа поездки инвалида-колясочника на спецтранспорте стоит 360-400 руб. Смогут ли люди с мизерной пенсией потратить такие деньги на час поездки? Годовое содержание одной специализированной машины обойдётся городу в 1 млн 200 тыс. руб. в год.
Три «Газели»
Возник вопрос: кто будет платить? Ясно, что не инвалиды. Бюджетом Адыгеи эти траты тоже не запланированы. По словам А. Ашинова, за три месяца работы социального такси фирма недополучила 90 тыс. руб. и продолжает нести убытки.
«Мы обязательно поможем инвалидам-колясочникам. В конце апреля будет куплена новая, специально оборудованная «Газель», к концу года - ещё одна машина. То есть, инвалидов Майкопа и Майкопского района обеспечим транспортом. Ещё одну машину приобретём для колясочников Тахтамукайского района», - рассказала заместитель министра труда и социального развития Адыгеи Татьяна Самонина.
Это же на недавнем заседании регионального отделения Общероссийского народного фронта подтвердила вице-премьер Адыгеи Наталья Широкова, заверив активистов ОНФ, что в ближайшее время такой транспорт будет приобретён, и его услугами смогут воспользоваться все нуждающиеся граждане.
Водителей и диспетчеров для новой службы подготовят на базе республиканского дома-интерната и комплексного центра. Но в Минтруда не отказываются от услуг частных перевозчиков и транспортных компаний. Хорошо, если и фирма А. Ашинова продолжит заниматься социальным извозом.
Но людям всё равно, кто их обслуживает. Главное, чтобы это было сделано качественно и в срок. Вряд ли кто-то заинтересован в том, чтобы социальное такси превратилось в «галочку».