- Люди не знают о том, что и как думает о стране сегодняшнее офицерство. А ведь «крылатая пехота» - элита вооружённых сил страны, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» председатель союза десантников и спецназовцев РА, руководитель патриотического клуба «Феникс» Виктор Дедов.
«Политика - не наше слово»
- Мы говорим в канун 2 августа. И все уже привыкли к образу пьяного десантника в фонтане. Насколько этот образ правдив?
- Этот образ создала шумоголовая молодёжь, которая считает себя «крутой». Никто из моих знакомых в фонтанах не отмечает праздник ВДВ. Мы в молодости максимум пели на улице песни. Но чтобы плавать пьяными в фонтанах?.. За державу обидно!
Я с подозрением отношусь к таким проявлениям патриотизма. Во всём надо знать меру и не выглядеть дураком. Почему простые жители должны боязливо оглядываться и переходить на другую сторону улицы? Мы 2 августа прошлого года делали заплыв. Но это были соревнования по плаванию. А молодые просто «отрываются». Хотя страдает от этого честь мундира. И могу сказать точно: не все эти пьяные на самом деле десантники. Сегодня достать форму десантуры вообще не проблема - продаётся налево и направо! Вот и купается в фонтанах кто ни попадя, прикрывая пьяную голову голубыми беретами.
- За 19 лет службы вы не раз побывали в «горячих точках». В Абхазии - вообще добровольцем. Как жена относилась к вашим постоянным командировкам?
- Ей не привыкать - жена военного. Собрала вещи и жди-майся. Когда мне позвонили друзья-десантники из Северной Осетии и предложили поехать на помощь жителям Абхазии, я не раздумывал. Нас от Адыгеи поехало 12 человек, все бывшие десантники. Жена после моего отъезда ни одной новости тогда про Абхазию не пропускала и успокоилась только тогда, когда меня по телевизору увидела.
- Но вы туда приехали как доброволец. Вас ведь могли и не пустить в зону боевых действий?
- Когда народ бомбят, людей расстреливают, правительству там уже не до бюрократии. Визу поставили - а дальше твоё дело. Хочешь - по магазинам ходи, а хочешь - воюй. Я тогда в политику не особенно вдавался. Мы - воины, политика - не наше слово. Но как бы ни повернулась история, убийство мирных людей - женщин, детей, стариков - остаётся убийством. Я могу и должен защитить их. Поэтому и отправился в Абхазию добровольцем.
«Нас избаловали свободой»
- Вы прошли Нагорный Карабах, обе чеченские кампании, участвовали в урегулировании конфликта в Абхазии. После этого у вас хватает сил и желания заниматься воспитанием детей. Не многовато для одного?
- Я привык. А вас не пугает то, что наши дети избалованы свободой? На них «выливается» столько негатива с экрана телевизора, из интернета - в страшных снах не приснится. Я много общаюсь с ребятами клуба «Феникс» и скажу прямо: наши дети, уже не одно поколение, просто лишены детства. Они взрослеют раньше времени. И ещё: сначала родители боятся их наказывать, а потом нередко бывает поздно. Поэтому у нас в клубе строгая дисциплина: никто не курит и не пьёт. А если замечу, будут наказаны все! Так и получилось на прыжках с парашютом. За одного юного курильщика по-пластунски в течение часа ползали все участники полётов.
- Не слишком жестоко?
- А разве это нормально - курить и пить в 15 лет? Нет, не слишком. Ребята потом вырастают, благодарят. Мы же занимаемся воспитаем бойцов российской армии. Многие мальчишки после «Феникса» связывают свою жизнь с Вооружёнными Силами страны. Их здоровье - необходимая составляющая успешного поступления в военные училища, подготовка к призыву в армию. Летом этого года мы гостили на базе «морских котиков» в Краснодарском крае, две недели жили точно по расписанию бойцов спецназа.
- Сегодня армия стала символом зла. Как вы к этому относитесь? - Как? Учится парень в школе, потом в институте, потом «косит» от армии, справки ищет. И так до 27 лет. А пока он бегал, где-то захватили школу, где-то - взорвали метро с его друзьями. А кто спасал? Военные. Если все закроемся, не пустим сыновей в армию - что будет?
- Но в армии дедовщина, мальчишек убивают...
- У нас пацанов убивают в подъездах, в клубах и в школьных туалетах. Армия - это народ. А народ озверел! Какое общество - такая армия. Да ещё влияние Запада - вседозволенность, демократия и другие модные слова. Только у них свои особенности, а у нас свои. Сами себя ослабляем. А слабость провоцирует насилие. Почему часто нападают на женщин, пенсионеров и детей? Потому что слабые. Я своих ребят учу: если на улице кого-то бьют, неважно кого - девочку, мальчика, бомжа, - умей вступиться. Честь всего превыше. А не можешь ударить, хотя бы просто в полицию позвони. Но не снимай на сотовый - это гнусность: стоять рядом и не вмешиваться.
«Бизнес - не наше дело»
- Ваше отношение к профессиональной армии?
- Россия к ней не готова. За год службы парни только привыкают к армейской дисциплине. Этого очень мало. Нужно как минимум два года. После чего - продлять срок службы с помощью контракта. А не ждать пока боец уволится из рядов, поживёт на гражданке, растеряет свои боевые качества, а потом вернётся в армию.
- После 19 лет службы в армии не было желания открыть собственное дело?
- Наверное, бизнес - не моё. Но многие наши ребята оказывают помощь «Фениксу» питанием, вещами, спонсируют летние поездки. Недавно наша патриотическая программа «Шаги в небо» выиграла грант в 50 тыс. рублей. Так 35 тыс. руб. ушло на оплату прыжков с парашютом в аэропорту пос. Энем Тахтамукайского района. Зато сколько счастья было в ребячьих глазах! Всем «фениксам» запомнится День парашютиста. Остальные деньги ушли на то, чтобы закупить продукты питания для летнего лагеря. - Не жалко? - Нет! У меня и единственный сын пошёл в спецназ. Я его не отговаривал. Я за династию!
ДОСЬЕ: Виктор Дедов родился в 1967 г. в с. Жельцы Ленинградской области. С 1987 по 2004 г. - сверхсрочная служба в спецназе (старшина роты ВДВ). За время службы совершил 4 тыс. прыжков с парашютом. Любит горы, дайвинг. Женат, сын - офицер войск спецназа.