Елена Криушина гордится своей династией - два поколения педагогов, считает она, это почетно.
Как бы сейчас не «ругали» профессию учителя, я по-прежнему отношусь к ней с благоговением. У меня нужная и интересная работа! - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» победитель республиканского конкурса «Лучший учитель Адыгеи», преподаватель русского языка и литературы средней школы №28 г.Майкопа Елена Криушина.
Завидую родителям!
- Глядя на родительские муки, никогда не хотелось сказать: «В педагоги - ни за что!»? Не жалеете дней и ночей, проведенных за тетрадями?
- Ни на минуту! Я бы не назвала профессию моих родителей муками. Хотя и проработали они всю жизнь в сельской школе, но всегда были так увлечены своей профессией (мать - математик, отец - биолог), что становилось по-хорошему завидно. Наоборот, всегда хотелось быть на них похожей. Жизнь родителей не разделялась на «до» и «после». У нас был шумный дом. Помимо меня и сестер, в доме всегда были дети - родительские ученики. Мама принимала участие в их судьбах, решала какие-то житейские проблемы. И ни разу за 45-летний стаж работы мама не сказала, как я частенько говорю в моменты отчаяния: «Устала!». А отец до сих пор ходит в школу - ему необходимо общение с учителями, с учениками.
- Вы учитель русского языка и литературы. Почему не по зубам нашим детям изящная словесность?
- Изменилась школьная программа: ее перенасытили. Постижение глубокой философии прозы Солженицына, Замятина, Булгакова и Платонова требует от старшеклассников не часа и не двух. И уж тем более не обзорной лекции «по верхам». Вообще, «возвращенная» литература тяжела для понимания школьников. Нужно понимать особенности эпохи, когда написано произведение. А этого школьная программа не предусматривает. По-хорошему, история и литература должны идти рядом. А когда тут постигать еще и эпоху, если время постижения сведено к двум часам? Я не все понимаю и не все принимаю. К примеру, тот же постмодернизм Пелевина. И с детьми в этом смысле стараюсь быть честной. Хотя нашим «интернетным» детям этот автор нравится. Они вообще мир по-другому воспринимают.
- Как?
- К сожалению или к счастью, буквально. Они не анализируют ситуацию, а принимают ее как данность. Мы подарили им интернет - штука хорошая. Вечером дети заняты, нам не мешают отдыхать. Но, наверное, стоит вспомнить, что «живое» общение не заменит компьютер. Стоит поинтересоваться, на каких сайтах пропадает ваш ребенок. На 99% - это социальные сети. Мы стали скупыми на похвалы и щедрыми на придирки и ругань. А им так нужно наше внимание и одобрение! Иногда на уроках за обычный правильный ответ похвалю ребенка: «Ты сегодня просто умница!», у него в глазах такое счастье - передать словами невозможно.
Скоростная беда
- И все-таки в чем современный школьник преуспел, а где его «ахиллесова пята»?
- Современные дети быстро взрослеют, часто детство проходит мимо них. Мы спешим, наши дети спешат. Самый страшный враг ребенка в XXI веке - скорость, с которой они проскакивают мимо важных вещей. Жизнь в стиле «action» попросту не позволяет их заметить. Я специально принесла в школу прекрасный старый мультфильм «Паровозик из Ромашково», который мне кажется актуальным как никогда. И буквально заставила детей на классном часе и родителей на собрании его посмотреть.
Мультфильм о паровозе, который вечно опаздывал. Но почему? Не успею увидеть ландыши - опоздаю на всю весну, не увижу рассвет солнца - опоздаю на целую жизнь. Это значит, мы разучились оборачиваться и осмысливать свою жизнь, а детей не научили. Я повторюсь: в общении с детьми мы себя умной машиной заменили. А сами обнищали, стали как машина: из пункта А в пункт Б. Хотя есть ребята, которые, посмотрев фильм «Идиот» с Евгением Мироновым, всерьез увлеклись творчеством Федора Достоевского, наизусть знают поэзию Леонида Филатова. Я вообще за то, чтобы сдавать литературу на ЕГЭ только устно. Литература по Горькому - это человековедение, где невозможен однозначный ответ. Не надо спрашивать в КИМах, какое платье было на героине. Не в платье дело! Для литературы это вопрос поверхностный.
А тут как нигде важно не только понимание, но и сопереживание. Нужен диалог, собственное мнение школьника. Хотя бывают безнадежные случаи. В 5-м классе читаем «Куклу» Носова, и некоторые дети плачут. Значит, не безнадежны. А если пустые глаза? Работаешь вдвойне-втройне - безрезультатно! Читали на уроке Бориса Якимова «Ночь исцеления» - вещь пронзительную. Даже у мальчишек были красные глаза, они носами шмыгали, отворачивались. А одна девочка усмехнулась и сказала: «Мне плевать!». Класс затих, а я почувствовала свою слабость.
Жизнь на жаргоне?
- Наша молодежь разучилась говорить на литературном русском языке. В чем причина?
- Меня всегда удивляют те люди, кто ругает молодых. Читайте классику! Конфликт отцов и детей вечен. Нам всегда будет казаться, что в наше время и люди были начитанней и интеллигентней. Всякие были! И дети наши тоже разные. Остановитесь рядом с ними и присмотритесь! Может, вместо короткой СМС-ки стоит сесть рядом и поговорить?
- Детская жестокость от недостатка нашего внимания?
- Дети дрались всегда, всегда выясняли отношения. Но это осуждалось. А теперь снимается на телефон теми, кто равнодушно стоит рядом. И родители не ходили в школу на «разборки» с учителем - это уже тюремные понятия и жаргон. А сегодня на нем изъясняется полстраны. Знаете, я недавно включила телевизор и увидела по одному центральному каналу сюжет, как ребенка переехала на дороге машина. Раньше перед просмотром таких сюжетов нас предупреждали: в фильме есть сцены жестокости, просьба убрать детей от экранов. Сейчас сцены насилия смотрим мы и наш дети. Страшные съемки убийств, взрывов, ДТП перестали быть для них трагедией. Помню, когда в конце 80-х на экраны вышел фильм Климова «Иди и смотри!», я вышла из кинотеатра, тряслись руки-ноги. Для меня этот фильм стал жесткой правдой о войне. Но думаю, если сегодняшним ребятам показать этот фильм, у них не будет такой реакции: они видели в нашей «мирной» жизни сцены пожестче и пострашнее.