Примерное время чтения: 5 минут
608

Испытание верой: Какие судьбы приводят людей в монашество

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ-Адыгея» 10/10/2012

«Здесь у меня тоже служба», - улыбается отец Михаил, благочинный самого высокогорного монастыря в России - Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни.

Привыкший к дисциплине

Подъём в 5.30 утра, утреннее богослужение до 10.30, потом послушание. Дисциплина, действительно, как в армии. Но, пожалуй, здесь не встретишь «солдат», недовольных приказами начальства. Да и не подметается обычно плац с такими умиротворёнными лицами.

У каждого в монастыре своя работа – кто-то убирает территорию, другой печёт хлеб. «И дрова приходится колоть, а что здесь такого», - по пути в рабочий кабинет объясняет иеродиакон Михаил. Работы в мужском монастыре хватает на всех. Михаил заведует делопроизводством и другой секретарской работой. Плюс монастырский сайт – проверить почту, свежие новости выложить, благо, что с восстановлением обители есть о чём рассказывать.

Чтобы сразу стало понятно, наш герой не из тех, кто вышел из богобоязненной семьи («родители не особо верующие»), или тех, кто пришёл в монастырь от того, что идти больше было некуда.

- Раньше моё понимание о монашестве было как у всех – странные люди, в черных одеждах, постоянно молятся. Зачем добровольно отрекаются от мира, от всех благ? – после обеденной трапезы появляется больше времени поговорить.

В первый раз в монастырь он приехал как паломник, после училища, когда исполнилось 22 года. Первый – потому что через год жизни в Свято-Михайло-Афонской пустыни ему придётся вернуться в Питер.

После болезни умирает мать, и Михаил решает поддержать отца. Как ни странно, но это возвращение сейчас, спустя годы, он считает испытанием веры. Мирские заботы затянули так сильно, что не то, что про монашество, про церковь забыл и перестал посещать службы.

Только через шесть лет, когда «душевные муки» стали очевидны, он взглянул на жизнь со стороны.

- Чтобы чего-то добиться в миру, нужно идти на сделки с совестью, не всегда получается по-честному. Стычки, столкновения, погоня за деньгами, считается, что они принесут спокойствие, - говорит отец Михаил.

– В монастыре может показаться, что человек от всего отрекается. Но это только внешне. Начинается внутреннее, духовное совершенствование. В православии вся жизнь – постоянное самосовершенствование. 

Подвигом своё решение стать монахом Михаил не считает. «Кто-то должен баранку крутить, кто-то в офисе сидеть, а кто-то выбирает служить Богу».

- Монашество – это определённый образ жизни, - к разговору подключается игумен монастыря, отец Герасим.

– Сейчас на монахов, как на поп-звёзд, на улице пальцем показывают. Это обычные люди, вы так и напишите! Спокойно выпить кофе в каком-нибудь кафе я могу, только когда на Афон приезжаю, там человек в черной одежде не вызывает нездорового любопытства. А ведь в культуре России монашество занимает большое место, люди из разных слоёв общества становились монахами.

Рельсы в монастырь

Игумен Герасим – личность неординарная. В прошлом машинист локомотива, он за несколько лет сумел восстановить обитель. На сегодня из пяти разрушенных храмов отстроены четыре.

Но чем больше сделано, тем больше прибавляется работы. «Монастырь сейчас как поезд, который на ходу и его нельзя бросить без управления». Духовная обитель растёт, появляется всё больше желающих посвятить свою жизнь Богу.

Многих не пугает и то, что устав Свято-Михайловского монастыря – один из самых древних и не нарушаемых. Сегодня монахи живут по таким же правилам, как и основатели обители, которые привезли их с Афона 135 лет назад. Кстати, есть разные версии, почему монахи выбрали это место для основания монастыря. По основной считается, что одна из гор напомнила им по очертаниям ту самую библейскую гору Фавор.

Отцу Михаилу исполнилось 33 года. Как принято говорить, это возраст Христа. И только сейчас, говорит благочинный, после трёх лет жизни в обители, ему начинает открываться монашеская жизнь.

- Если ты надел спортивную форму, ещё не значит, что ты спортсмен. Так и в монастыре. Можно и в миру спастись, а в монастыре погибнуть. Спасает то, что в душе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах