Майкоп, 6 марта - АиФ-Адыгея. Митинги в поддержку сирийских адыгов прошли в Майкопе, Нальчике и даже в Москве. Среди требований – оказание реальной помощи репатриантам со стороны государства, поскольку общественники решить все проблемы приехавших на историческую родину просто не в состоянии. Отсюда и претензии.
- Российское законодательство не предусматривает каких-то особых смягчений для граждан Сирии, - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» начальник подразделения Отдела Федеральной миграционной службы России по Адыгее Айдамир Анзароков.
По закону
«Аргументы и Факты - Адыгея»: - Многие общественники обвиняют государство в том, что оно не оказывает должной помощи репатриантам. На что им реально расчитывать?
А.А: - Россия с первых дней военного конфликта не только не отгораживалась от проблем сирийских адыгов, но и всеми известными закону путями старалась помочь людям, жизнь которых фактически ежедневно подвергалась опасности. При этом Адыгея с сирийскими адыгами работает по чёткой законодательной программе, без каких-либо исключений. Мы можем сколько угодно сопереживать нашим соотечественникам - многие потеряли дома, имущество. Но работу с ними миграционная служба Адыгеи, как государственная структура, выстраивает строго в рамках закона.
Я не согласен с теми, кто говорит, что ставятся препоны для решения проблем репатриантов. Судите сами, в прошлом году на миграционный учёт в Адыгее было поставлено более 670 граждан этой страны, уже по месту жительства зарегистрировались 207 человек, готовят документы в миграционную службу ещё 100 жителей Сирии. Тогда же квота на временное проживание для Адыгеи составила 457 разрешений, жителям Сирии выдано более 250. На этот год запланирована выдача 450 квот. Для сравнения, в Кабардино-Балкарии – одна тысяча разрешений. Но чтобы увеличить квоту, необходимы серьёзные обоснования, выдвигаемые совсем не миграционной службой.
К слову, когда готовилась квота на этот год, ни одно из министерств и ведомств Адыгеи не подало соответствующих предложений.
Беженцы из Сирии
Без исключений
«Аргументы и Факты - Адыгея»: - И всё-таки сирийские черкесы – отдельная тема. Многие вспоминают репатриантов из Косово.
А.А: - Ситуация косовских и сирийских адыгов схожа в том, что и те, и другие попали в эпицентр военного конфликта. Но с сирийскими адыгами мы работаем, как с любыми другими иностранными гражданами - по закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Например, любой иностранец, прибывший на жительство в Россию, должен оформить разрешение на временное проживание, и ни для кого исключений не делается.
«Аргументы и Факты - Адыгея»: - Смогут ли эти люди вернуться обратно?
А.А: - Об этом надо позаботиться органам законодательной власти. А миграционная служба может лишь продлить сроки визы. Прожив год в России, вынужденные переселенцы имеют право в течение полугода оформить вид на жительство. Затем, прожив безвыездно на территории России пять лет, можно подавать документы на российское гражданство. Нынешняя ситуация в Сирии, конечно, не вселяет оптимизма на возвращение.
Детский сад, в котором изучают адыгейский язык
«Аргументы и Факты - Адыгея»: - Какие организации, помимо ФМС, работают с вынужденными переселенцами из Сирии в Адыгее?
А.А: - Комитет о связям с соотечественниками, общественная организация Адыгэ-Хасе, Центр адаптации репатриантов, где людям помогают привыкнуть к новой среде обитания, проводят бесплатные курсы русского языка, помогают устроиться на работу в рамках российского законодательства. Кроме того, мы создаём все условия, чтобы процесс оформления миграционных документов был облегчён. Учитывая, что приехавшие из Сирии адыги владеют, в основном, адыгейским языком, в меньшей степени - русским, инспекторский состав миграционной службы, который ведёт приём документов у переселенцев из Сирии, работает на двух языках: русском и адыгейском, более понятном соотечественникам.
КСТАТИ: В аул Панахес доставлен гуманитарный груз, собранный для детей черкесов, прибывших из Сирии. Участие в акции поддержки детей из Сирии приняли представители разных регионов России. Помимо гуманитарной помощи из северокавказских республик, нашлись благотворители из Краснодарского края, Москвы и Дальнего Востока. Акция была организована республиканским отделением Детского фонда.