Демография и социальная поддержка семей, помощь малообеспеченным гражданам, ветеранам, социальное обслуживание пожилых и инвалидов, детская оздоровительная кампания, охрана труда - далеко не полный перечень вопросов, подведомственных министерству труда и соцразвития РА и наиболее популярных у населения.
Об этом и многом другом министр труда и социального развития Адыгеи Альберт Османов рассказал журналисту «АиФ-Адыгея».
Комплексная услуга
Карина Кадиева: - Альберт Теучежович, какие главные проблемы социальной сферы удалось решить министерству в прошлом году?
Альберт Османов: - Первое и основное, чем занимается министерство, это социальные выплаты. В республике их около 60 видов. Большая часть бюджета министерства уходит на выплаты. Для сравнения: бюджет нашего министерства в 2015 году составлял 2,6 млрд рублей, из них порядка 70% потрачено на социальные выплаты.
Ещё одна задача, которую мы выполняем с 2013 года, - исполнение майских указов президента России: увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, улучшение демографических показателей и развитие сети МФЦ.
Кроме того, в республике с 2008 года ежегодно предоставляются денежные выплаты на приобретение жилья ветеранам. На сегодня свои жилищные условия улучшил 801 ветеран Великой Отечественной войны. Но при этом очерёдность сохраняется - на данный момент на очереди стоят ещё 15 человек.
Также в этом году получат денежные выплаты на приобретение жилья семь инвалидов и ветеранов боевых действий. Кроме этого, за счёт средств республиканского бюджета в этом году уже получили денежные выплаты на приобретение жилья восемь человек, как жертвы политических репрессий. Этот вопрос стоит на личном контроле главы республики Аслана Тхакушинова.
Не остаются без нашего внимания люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: более 12 млн рублей выделено для них из бюджета Адыгеи. Это помощь гражданам, пострадавшим от пожаров, стихийных бедствий, лечение за пределами республики по направлениям Минздрава РА, помощь в случае потери единственного кормильца, проведение неотложного ремонта жилья и неотложные нужды. В каждом районе с этими людьми работает наш территориальный орган. Также в районах Адыгеи работают комплексные центры социального обслуживания, которые оказывают помощь маломобильным гражданам на дому. В общей сложности в прошлом году более 25 тыс. человек воспользовались услугами этих центров.
В целях повышения качества предоставляемых услуг министерством проводится работа по повышению квалификации социальных работников. В 2015 году 135 соцработников повысили квалификацию. Центры также оказывают порядка десяти видов платных услуг. Средства от них идут на ремонт данных учреждений, обеспечение доступности зданий для инвалидов. В прошлом году на эти средства было приобретено одно специализированное транспортное средство и полностью переоборудовано другое для перевозки инвалидов-колясочников. Это позволило предоставлять услугу «Социальное такси», которая пользуется популярностью у людей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступно о главном
- Много нареканий поступает от людей на доступность учреждений для инвалидов. Что делается в этом направлении?
- Программа «Доступная среда» является одной из приоритетных в республике, где задействованы федеральные и республиканские средства. В программе принимают участие восемь ведомств Адыгеи. Мы много делаем в этом направлении, но сказать, что сделано всё, было бы неверно.
Полностью доступным здание считается только тогда, когда оно доступно для всех категорий инвалидов. На сегодня большая часть зданий республики частично адаптированы под нужды инвалидов, но поставлена задача - до 2030 года вся территория Адыгеи должна стать полностью доступной для инвалидов. Сейчас мы разрабатываем план мероприятий по повышению показателей доступности объектов и услуг для инвалидов, в том числе и зданий, принадлежащих частным предпринимателям и организациям.
- Уменьшение льгот по оплате ЖКУ для инвалидов сегодня волнует всех. Как прокомментируете ситуацию?
- С 1 января этого года начали действовать изменения, внесённые в Жилищный кодекс России, уточняющие перечень льгот по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взносов на капремонт для отдельных категорий граждан. В большей степени эти изменения коснулись инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Теперь возмещение расходов на оплату коммунальных услуг рассчитывается из объёма реально потребляемых, определённых по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления. Инвалиду данная мера социальной поддержки предоставлялась в размере 50% платы за его долю занимаемой площади и объёма потреблённых коммунальных услуг, а теперь ежемесячно начисляется авансовый платёж в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Перерасчёт производится при предоставлении раз в полгода документов, подтверждающих фактическое потребление по показаниям приборов учёта.
Размер выплаты в этом году уменьшится только у тех льготников, у которых фактические затраты меньше, чем начисленные по нормативам потребления коммунальных услуг.
- На недавнем заседании комиссии по борьбе с коррупцией говорили об активизации работы многофункциональных центров (МФЦ). Что делается в этом направлении?
- Для чего создавали МФЦ? Для удобства жителей, чтобы не собирать справки по всем инстанциям, а сделать это в режиме «одного окна» в одном конкретном месте. МФЦ оправдал своё предназначение.
На сегодня доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна», составляет 95,8%. Если в 2014 году количество оказанных МФЦ услуг составило 156 тыс., то в прошлом году их число выросло до 260 тыс. МФЦ Адыгеи сегодня предоставляет 169 услуг.
Особое внимание надо обратить на оказание услуг жителям муниципалитетов. Во всех районных центрах Адыгеи работают филиалы МФЦ, в каждом сельском поселении созданы удалённые рабочие места, которые предоставляют жителям возможность в шаговой доступности обратиться за услугами в МФЦ и в максимально короткий срок получить результат непосредственно в своём поселении, без поездки в районный центр. Сегодня самыми востребованными в МФЦ являются услуги ФМС, Росреестра и социальной сферы. В МФЦ созданы комфортные условия обслуживания граждан: имеется электронная очередь записи на приём, возможность предварительной записи, обеспечен доступ к сайтам органов власти и Единому порталу госуслуг. Время ожидания в очереди не превышает 15 минут.
От гор к морю
- Близится пора летних каникул. Каковы перспективы детского отдыха в Адыгее?
- Руководство Адыгеи уделяет особое внимание детской оздоровительной кампании. Поэтому министерство труда и соцразвития республики начинает подготовку к началу летнего оздоровительного отдыха уже в январе. Второй год на детский оздоровительный отдых идут средства только республиканского бюджета. При этом в прошлом году в лагерях республики, на курортах Краснодарского края и в Крыму отдохнуло более 23 тыс. детей из Адыгеи.
По результатам проведённых конкурсных процедур министерством заключены госконтракты на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей. Исполнителями этих услуг являются детские оздоровительные лагеря «Лань», «Горная», «Кавказ», расположенные на территории Адыгеи, и санаторно-оздоровительный лагерь «Электрон» в Анапском районе. Приобретено уже 3060 путёвок.
Также планируется приобретение путёвок «Мать и дитя», прежде всего для обеспечения отдыхом и оздоровлением приёмных детей.
Чистый воздух, экскурсии, походы в горы, конкурсы, соревнования - далеко не полный перечень развлечений, которые ждут ребят.
Уже с апреля любой желающий отправить ребёнка на отдых может обращаться в комплексный центр по вопросу приобретения путёвки. На бесплатный отдых могут рассчитывать дети из малообеспеченных семей. Для других максимальная стоимость составит 30% от стоимости путёвки (в загородный лагерь - 5670 рублей, на побережье - 6930 рублей).