Примерное время чтения: 8 минут
262

Эффект Моцарта. Станислав Сиюхов - о весёлом театре и табу на пошлость

«АиФ-Адыгея» № 35 01/09/2021

«Часто, даже если сюжет пьесы нравится, для спектакля мне приходится полностью менять текст - вымарывать из него многочисленные ругательства и сленг. Их и без моей подачи юные зрители каждый день слышат на улице», - рассказал художественный руководитель Театра кукол «Золотой кувшин» Станислав Сиюхов.

Царевнина любовь и сорок разбойников

- Театр кукол одним из первых открывает новый сезон. Какими спектаклями будете удивлять юных зрителей?

- Мы открываемся 12 сентября сказкой «Жил-был волк» режиссёра Асиет Нагоевой. Это не новинка, но теперь её увидят в новых декорациях, с новыми исполнителями. 19 сентября покажем тоже хорошо известную сказку «Потеха для смеха».

Главной новинкой этого сезона станет спектакль «Летучий корабль» по известному мульт­фильму Гарри Бардина. Сейчас полным ходом идут репетиции, в которых задействованы и люди, и куклы. Также в новом сезоне мы покажем «Золушку» с кукольным и живым планом и новогоднюю сказку по моей пьесе «Волшебный посох».

В середине сентября восстановим два спектакля, которые не играли полтора года - «Золотой ключик» и «Чебурашка и его друзья». Обе сказки красочные, игровые, очень нравятся детям. Многие спектакли будем играть по воскресеньям, а также по возможности на большой сцене.

А на следующий год наш режиссёр Асиет Нагоева начнёт работу над своей давней мечтой - постановкой сказки «Али-Баба и сорок разбойников». Главное, что лично меня подкупило в этой сказке, помимо сюжета, - интересное сценическое решение. У нас в театре есть разные куклы - ростовые, тростевые, планшетные, куклы театра теней. А тут - паркетные, это куклы высотой в метр-метр двадцать, которые ходят по полу, а управляют ими актёры, двигающиеся синхронно. Но на этом Асиет не остановилась. Вместе с художником-кукольником из Владикавказа они придумали свой вариант - полупаркетную куклу, то есть руки-ноги актёра, а туловище и голова кукольные. Такого у нас ещё не было.

На меня лёг подбор музыки к этому спектаклю. Заказывать оригинальную было слишком дорого, и поскольку я поклонник советской эстрады, а речь в сказке идёт о Востоке, сразу вспомнились песни обожаемого мною ансамбля «Ялла». На музыку из их репертуара я написал стихи к шести песням нашего спектакля.

Кстати, в новогоднем «Волшебном посохе» все песни из советских и российских фильмов - это «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Гардемарины, вперёд!», «Мэри Поппинс, до свидания!», дивные мелодии и тексты с глубоким смыслом.

Шок или классика

- Лично для вас детский театр - это развлечение или всё-таки обучение?

- Я глубоко убеждён, театр не должен никого ничему учить. Ребёнок терпеть не может, когда его учат. Учат дома, в садике, в школе.

Нет, мы их не учим. Развлекая, мы ставим детей перед выбором: что больше по душе - добро или зло, за кого они - за коварного персонажа или за искреннего и доброго.

«Золотой кувшин» - это весёлый театр, но только одного веселья на сцене мало. Если ребёнку спектакль неинтересен, вы это поймёте сразу. На второй минуте он начнёт, конечно, не конфетными обёртками шуршать, как в былые времена, а вертеться, болтать или залипать в гаджете, откуда его пойди попробуй вынуть. Так что все ваши благостные нравоучения и рассуждения тут же канут в Лету.

Когда я только пришёл в театр кукол на должность худрука, сразу сказал: «Наша игра должна заинтересовать ребёнка. В сказке не играйте зверей. Пусть звериными останутся походка и повадки, но вы играете взаимоотношения между людьми». Так и работаем.

- О чём, на ваш взгляд, необходимо сегодня говорить с детьми, а на что должно быть наложено табу?

- Начну со второй части вопроса. У меня есть сборник «500 детских пьес», и порой я удивляюсь, как вообще туда попали некоторые из них. Потому что от того, что там пишут, особенно современные авторы, от языка общения между героями у меня, человека, перечитавшего не один сценарий, волосы становятся дыбом.

Есть в этом сборнике сказка «Птичий двор». Если немного сместить акцент, получится самое настоящее порно. Меня трудно чем-то шокировать, но после прочтения этой «детской» пьески я был просто потрясён! А потому о наркомании, курении, алкоголе мы говорим только вскользь и только как об очень плохих явлениях, не больше.

Знаете, когда в России стартовал проект «Театр - детям», Сергей Безруков призвал руководителей детских театров: «Ставьте спектакли, понятные детям. Приоритет при выделении средств - за классическими произведениями».

А вообще, я считаю, что с детьми надо говорить о том, что они спрашивают. Но при этом категорически не идти на поводу у зрителя, делать что-то ему в угоду.

Главная оценка

- У ваших коллег - режиссёров есть понятие «тюзятина». А что вас раздражает в детских спектаклях драматических театров?

- Я вообще не понимаю тех, кто плохие спектакли называет «тюзятиной». Откуда такое пренебрежение к театру юного зрителя? Моя однокурсница Людмила Ларионова долгие годы работала в московском
ТЮЗе, и я не понаслышке знаю, какие уникальные спектакли там ставили и как их принимал зритель.

ТЮЗ Москвы был первым театром, который поставил на своей сцене булгаковское «Собачье сердце». Я был на этом спектакле, когда его специально приехали посмотреть Питер Брук и Валентин Плучек - два великих режиссёра XX века.

Так что слово «тюзятина» я категорически отвергаю. Есть плохие и хорошие спектакли - всё! Как для взрослых, так и для детей. Но пусть их судит зритель. В нашем театре главные критики - дети. Их обмануть плохой игрой невозможно. Майкоп - город маленький. О том, что спектакль плохой и на него не стоит водить детей, сарафанное радио тут же оповестит всех родителей города. В итоге можно просто лишиться зрителя.

Для меня самая главная оценка - это когда после спектакля вместе с актёрами выходишь в фойе и тебя встречает шквал восторга, благодарные глаза детей. Ради этого мы и работаем.

Уже через две недели после того, как вывешена афиша на месяц, билеты в театр распроданы. До пандемии у нас вообще была 100-процентная заполняемость зала. Шли на каждый спектакль - многих родителей, бабушек и дедушек я знал в лицо.

Пандемия нам это всё поломала. Но сейчас, перед открытием сезона, люди опять звонят и уточняют время спектаклей, заказывают билеты онлайн.

Хотя, как и в любом деле, в театре есть некоторые вещи, которыми я, как режиссёр, не могу быть доволен. Это когда родителям в зале скучно (что бывает крайне редко). Раздражают бесполые персонажи как в театре, так и в мультипликации, смурфики, например. Пока я руковожу театром, таких героев на его сцене не будет. Раздражает, когда все достоинства спектакля исчерпываются богатыми костюмами и декорациями.

Раньше раздражало, что в детских спектаклях драматических театров Москвы и Питера есть современные технические приспособления. Завидовал по-чёрному. Сейчас это всё позади: у нас в театре теперь есть хороший свет и звук. И всё это возложено на плечи крутых специалистов - звукорежиссёра, осветителей и техников. Плюс в 2022 году для театра Госфилармония приобретёт интер­активный экран, на котором мы сможем с лёгкостью менять декорации, делать их более красочными, объёмными.

- Российский режиссёр Полина Стружкова, ставящая для детей, сказала: «Театр не обязан воспитывать. Это задача родителей, взрослых, которые рядом с ребёнком». А в чём тогда задача театра?

- Повторюсь, ни учить, ни воспитывать театр не должен. Ну, не воспринимают это дети. Особенно в 11-12 лет - возраст, когда чувствуешь себя всезнающим и многоопытным.

Театр должен ставить перед юными зрителями вопросы, но делать это в развлекательной форме, в удовольствие. Простой пример: в психологии есть такое понятие «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент: студентам при выполнении теста на интеллект дали послушать музыку Моцарта. В итоге их IQ пусть всего на 10-15 минут, но повысился. Этот феномен назвали эффектом Моцарта.

Причём улучшение умственных способностей учёные связали с повышением настроения, что привело к большей эффективности в работе над тестом. И дело даже не в произведениях Моцарта, а в удовольствии, которое человек испытывает от музыки.

На мой взгляд, театр для детей - драматический или кукольный - тоже должен работать на этот эффект, совмещая удовольствие с работой разума.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах