Примерное время чтения: 6 минут
72

Молодые таланты. Олег Простаков - о юных Кулибиных и беспилотнике-матрёшке

«АиФ-Адыгея» № 3 10/01/2024

«Наша задача - научить ребёнка учиться, чтобы он освоил четыре компетенции: коммуникабельность, креативность, командо­образование, критическое мышление. А как он к ним придёт, через хайтек, аэро-­, гео-, биоквантум, IT или шахматы, неважно», - считает руководитель детского технопарка «Кванториум» Олег Простаков.

Работа в команде

- 17 января отмечается День детских изобретений. А много ли в Адыгее юных Кулибиных, способных творить?

- Куда ж в России без талантов, без юных Кулибиных?! Конечно, они есть. «Кванториум» для того и создан, чтобы помочь им воплощать креативные идеи, грамотно создавать проекты под руководством педагогов и, возможно, дальше продвигать их в жизнь.

- Как проходят занятия в технопарке?

- Наши занятия состоят из теоретического и практического этапов обучения. Практические занятия преобладают, ведь проект - не просто конструирование, изобретение, это грамотное его описание с сопутствующими исследованиями, целями и задачами, практической пользой.

В январе - феврале у нас предзащита проектов, где мы оцениваем степень готовности проекта, его практическую значимость, перспективу и оригинальность. Что-то мы можем подсказать, где-то, если нужно, перенаправить. А с мая по июнь проходит защита.

В создании проектов мы делаем упор на командообразование. Дети должны учиться работать в команде - это важно для успешности проекта. Например, в команде ты отличный изобретатель, один твой компаньон - крутой компьютерщик, второй - отличный дизайнер, третий - с успехом проведёт презентацию вашего творения. И тогда проект выйдет на более высокий уровень, покажет тебе твои сильные и слабые стороны. Всё как в жизни.

В поисках себя

- Скажите, а что нынешняя школа могла бы позаимствовать у «Кванториума»?

- В школе своя система образования, принципиально отличная от нашего, дополнительного. Разве что уроки труда, которые недавно вновь ввели в школах, могли бы быть направлены на создание каких-то проектов.

Сейчас в школах Адыгеи тоже создают «Кванториумы» - наш старший методист Лариса Пышная много помогала в их организации. Большой плюс школьных технопарков в том, что в своих проектах они могут объединить то, что дети изучают по программе, с тем, что исследуют в «Кванториуме».

Главный принцип работы нашего технопарка - чтобы дети получали удовольствие от занятий. На мой взгляд, это основа любого образования. Но родители, приводя ребёнка к нам, часто не знают, чем он увлекается, что ему по душе, - лишь бы был делом занят. Это мы потом начинаем разбираться, какое направление ему интересней, ближе.

Поэтому мы стали проводить экскурсии по «Кванториуму» для детей и их родителей, для классов и даже школ. И потом дети сами приходят к нам, записаться на понравившееся направление.

Ещё одна проблема - в желании многих родителей и детей получить всё и сразу. Но проект - это процесс длительный. К примеру, популярная IT-инженерия - это не только создание сайтов. Чтобы быть востребованным, айтишнику нужны понимание особенностей IT-сферы и современных тенденций рынка, знания математики и информатики, английского языка, минимум одного языка программирования, умение писать код и составлять техническую документацию, навык тайм-менеджмента и презентаций, основ адаптивного дизайна, а также умение работать в команде.

От винта изобретений

- С какой современной техникой работают ребята при создании своих проектов?

- К примеру, у тех, кто обучается по направлению «Биоквантум», есть климатическая камера, где создаются определённые условия для растений. Там же можно контролировать морозоустойчивость семян, их всхожесть. Есть у ребят электронные микроскопы, теплицы, вытяжки и так далее.

В направлении «Хайтек» - очки виртуальной и смешанной реальности, графические 3D-принтеры и 3D-ручки. В направлении «Робоквантум» наборы-конструкторы для программирования роботов снабжены различными датчиками, тепловизорами, различающими цвета и формы. В направлении «Аэроквантум» ребята занимаются не только уже знакомыми нам беспилотниками (квадрокоптерами), они создают беспилотники, способные брать пробы почв в труднодоступных местах, выявлять очаги пожаров.

- Какие проекты ваших юных воспитанников заинтересовали взрослую аудиторию?

- Многие проекты нашего «Кванториума» становились победителями и призёрами российских и международных конкурсов. На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 руководитель МосТрансПроекта назвал проект нашего Романа Четверикова «Умная остановка» лучшим в номинации IOT.

Несколько лет мы участвуем в Международном фестивале детского и молодёжного научно-технического творчества «От Винта!». На прошлогоднем фестивале на Красной Поляне наши ребята презентовали установку для выращивания растений без почвы, обеззараживатель поверхностей автомобиля, интерактивную карту Адыгеи с QR-кодами, позволяющими ознакомиться с историей и достопримечательностями каждого района республики. Кстати, полное описание районов ребята составили сами, соединив в нём разрозненные сведения из нескольких источников.

На фестивале «Юные техники и изобретатели» в Краснодаре министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова особенно заинтересовал двойной беспилотник с подзарядкой, созданный по принципу матрёшки и предназначенный для изучения недоступных местностей. Беспилотник с солнечными батареями, похожий на ящик, - это автономная база для второго, маленького квадрокоптера, который находится внутри. Квадрокоптер вылетает в труднодоступное место, раскрывается, из него вылетает второй беспилотник. После обследования местности он возвращается на базу, к первому, и начинает заряжаться. Через час-два вновь летит на задание.

Зарабатывать на креативе

- Насколько мне известно, есть у ваших воспитанников и социальные проекты. Какие из них апробированы?

- Для сферы туризма наши ребята создали туры выходного дня, где полностью прорисовали маршрут с указанием времени движения на автомобиле, пешком, на автобусе. Сейчас работают над проектом геологической карты Адыгеи, используя онлайн-сервисы и данные спутников. Он может быть полезен гидам-экскурсоводам, геологам, строителям.

Сейчас ребята 11-17 лет работают над проектом оцифровки Майкопа с целью создать 3D-макет города. Центр Майкопа уже готов, идёт работа над окраинами.

В прошлом году наш технопарк создал несколько проектов для детей с проблемами зрения. Всё началось с настольных игр - так появилась очень популярная игра «Крокодил» со шрифтом Брайля. А затем Ангелина Гокунь, заинтересовавшись этой темой, создала для слабовидящих детей тренажёр для счёта в столбик. Его презентацию мы с успехом провели в библиотеке для слепых.

- Замдиректора по развитию сети детских технопарков Евгений Зац сказал: «Поколение Z - это поколение не про заработок, а про реализацию себя и помощь другим». Насколько, по-вашему, верны эти слова?

- Я считаю, что заработок важен всегда. Люди в том числе и для этого создают проекты. Задача фестиваля «От Винта!» как раз и состоит в том, чтобы находить талантливых изобретателей, чьи проекты могли бы стать успешными - то есть приносить прибыль и промышленности, и самому разработчику.

Однако для этого заинтересованность в поиске молодых изобретателей должна быть не только у организаторов фестивалей, но и непосредственно у отраслевых министерств.

Технопарк помогает юным изобретателям понять, как создавать продукт, интересный и нужный на рынке. Если он окажется уникальным, его можно запатентовать и получать от этого патента прибыль. Потом изобретатель может либо усовершенствовать уже успешный продукт, либо создать новый. Но для всего этого нужна заинтересованность отраслевых министерств.

Досье:
Олег Простаков родился в Майкопе. В 1984 г. окончил Майкопский автотранспортный техникум. С 1993 г. работает в системе образования. С 2019 г. - руководитель детского технопарка «Кванториум». Почётный работник общего образования России.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах