74

Неучёных - тьма. Александр Новиков - о хромающей грамотности

«АиФ-Адыгея» № 36 10/09/2021

«Свою безграмотность современники XXI века почему-то оправдывают тем, что и Пушкин по-русски писал с ошибками. Но забывают, как тщательно он подбирал рифмы и слова, как старался излагать мысли грамотно - его черновики пестрели поправками. Этого его старания нам сегодня не хватает», - считает заместитель декана филологического факультета Адыгейского госуниверситета Александр Новиков.

ЕГЭ исключает мышление

- 8 сентября мир отмечает День грамотности. О чём в этот день вы напоминаете себе и своим студентам?

- О том, что грамотность - это не просто умение читать и писать без ошибок, это понятие более широкое, это стремление к знаниям. На мой взгляд, очень символично, что 1 сентября мы отмечаем День знаний, а после него - День грамотности. Эти два понятия взаимосвязаны. Суть человека можно понять по тому, как он излагает свои мысли.

Знаете, я часто вспоминаю перефразированную поговорку: «Ученье - свет, а неучёных - тьма». Чтобы не было этой тьмы, нужно учиться, стремиться к знаниям.

- Если учитывать тексты сообщений в мессенджерах, на каком уровне грамотности, по вашему мнению, сегодня находятся россияне?

- К сожалению, уровень грамотности сегодня довольно низкий. Но я бы не списывал всё на интернет-общение. Порой сокращения слов и отсутствие знаков препинания в мессенджерах вынужденные: ритм жизни ускоряется, и просто нет времени на развёрнутые письмена. Судить по SMS об общей грамотности я бы не стал.

И потом, есть такое понятие - узуальное употребление, это обиходное, профессиональное общение. Оно не обязательно может быть литературным. Мы же произносим: «У меня у брата день рождения». С точки зрения литературного языка, это полная бессмыслица. Но так говорят в обществе.

Узус существует и в интернет-общении, от него никуда не деться. И на мой взгляд, к этому надо относиться спокойно.

Другой вопрос, когда некоторые пользователи, стараясь всячески оправдать собственную безграмотность, устраивают в интернете травлю тех, кто пытается общаться без ошибок, иронично называя их граммар-наци.

- Насколько успешно филологический факультет формирует знатоков русского языка? Были ли случаи, которые лично вас повергли в шок?

- Каждый год мы проводим свой внутренний диктант, выявляем самого грамотного студента. Могу сказать из опыта: самый грамотный студент и занимается хорошо, впитывает знания, как губка. Такие студенты и в будущем успешны.

Но иногда у меня возникает чувство, что первокурсники, которые к нам приходят, - это чистые листы бумаги. Вроде и ЕГЭ за спиной, и некий запас знаний, но начинаешь спрашивать элементарные вещи, а в ответ - тишина.

Что говорить, если в прошлом году среди 20 студентов, набранных на факультет журналистики МГУ (ведущего вуза страны), кафедральный диктант на тройку написал только один, у остальных - двойки. А диктант был взят из школьной программы. Это опять же к вопросу об общем падении грамотности.

И, на мой взгляд, ЕГЭ только ускорил это падение. Что, впрочем, вовсе не означает его отмену. Но модернизировать единый государственный необходимо как можно быстрее. Чтобы не натаскивать, а формировать у школьников собственное мышление.

Я вообще считаю, что по русскому языку, литературе и истории не может быть ЕГЭ. При написании эссе или анализе текста по русскому важно понимание учеником текста, его личное мнение, а это вещь субъективная - даже при проверке учителя порой не сходятся в оценке.

ЕГЭ по литературе, на мой взгляд, - вообще фикция! Как в тесте показать твоё видение взаимосвязи литературы и жизни, восприятие образов произведения?

Пушкин -как китайская грамота

- В интервью ваша коллега, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций АГУ Нелли Шишхова сказала, что утверждение «СССР - самая читающая страна в мире» - просто миф.

- Не знаю, миф это или нет. Но сейчас Россия - точно не самая читающая страна. Да и вообще сегодня в мире выделить самую читающую страну невозможно - везде уровень грамотности падает. И связано это с падением интереса к книгам.

Знаете, какие тиражи у самых популярных книг, выдвинутых на соискание престижной Букеровской премии? Они не превышают нескольких тысяч экземпляров. Это значит, что книги не покупают. Поэтому крупные издательства раскруткой пусть талантливых, но никому не известных авторов обычно не занимаются.

Можно, конечно, читать книги в интернете. Но чтобы найти во Всемирной паутине что-то по-настоящему стоящее, придётся перелопатить огромное количество откровенного хлама. И потом, электронные варианты действительно достойных книг чаще всего публикуют платные сайты.

- А запрещённые в СССР Булгаков, Пастернак, Бродский нынешней молодёжи надоели ещё в школе.

- На этот счёт в «Новой газете» развернулась целая полемика: что надо, а что не надо читать в школе. Школьники пишут о том, что для них Тургенев и Пушкин неинтересны потому, что описывают непонятные им реалии прошлого. Строка из «Евгения Онегина» «Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке» звучит для них как китайская грамота: кто такой ямщик, что такое облучок, тулуп и кушак? Учителю приходится объяснять почти каждое слово. Оно и понятно: школьник живёт в другом мире, для него эти строки - откровенная древность, которую он не понимает и не особо стремится понять.

Многие предлагают в школьную программу включить современных авторов. Но, на мой взгляд, не факт, что и их будут читать. Чтобы поднять интерес к чтению, усилий одного учителя и даже ведомства мало.

Лично я не знаю однозначного решения этой проблемы, но убеждён: классику изымать из программы нельзя, она неприкосновенна. Школьники не понимают, зачем им это нужно, по одной простой причине: их заставляют читать. А это вызывает отторжение.

Вспоминаю себя: в школьные годы я так и не осилил ни Толстого, ни Достоевского, один мне казался слишком многословным, второй - слишком мрачным. Я прочёл эту классику только в университете и не один раз. Видимо, возраст сыграл свою роль.

Когда я был учителем, «Муму» проходили в 5-м классе. И дети, ещё не знакомые с историей крепостного права в России, не могли понять, почему добрый Герасим всё-таки выполняет приказ барыни и топит Муму, откуда такая жестокость.

Возможно, программу нужно пересмотреть и сдвинуть произведения так, чтобы они совпали с уроками истории по данной тематике, предоставить школьникам, так сказать, общее видение эпохи и её законов. Или обобщить опыт школьного изучения литературы, опираясь на мнение учителей, родителей и учеников, и создать программу, которая бы привлекала, а не отталкивала.

Языковая колбаса или реформа?

- По данным Института русского языка имени А. Пушкина, одним из главных слов 2020 года стало слово «обнуление». Причём даже не в политическом, а в социальном смысле. Не грозит ли и богатству русского языка возврат к нулю?

- В 2002 году на конференции в МГУ президент филфака, известный лингвист Марина Ремнёва рассказала интересную историю. В то время даже на уровне Госдумы активно обсуждалась знаменитая так называемая лопатинская реформа русского языка. На обсуждение парламентарии пригласили известных филологов. И вот выходят к трибуне депутаты, и каждый второй, высказывая свои мысли по поводу реформы, называет её «языкОвой». В итоге Марина Леонтьевна, когда ей предоставили трибуну, начала своё выступление словами: «Уважаемые депутаты, языкОвой бывает только колбаса».

Почему я вспомнил эту историю? Реформированием языка не должны заниматься люди некомпетентные. Если хотите что-то изменить в языке, спросите сначала специалистов.

Но в любом случае язык обнулиться не может! Он живёт по своим законам, и его богатству ничего не грозит, даже наша безграмотная речь. Со временем всё ненужное оттуда просто исчезает, стирается, как морская пена, а язык остаётся, богатый, великий и могучий.

Другой вопрос - наша речь, засорённая матом и сленгом. Но это уже о внутренней культуре и воспитании. А они предполагают моральные границы, которые переходить нельзя.

С точки зрения филологии, речь - это наша сущность. Немецкий языковед Вильгельм Гумбольдт не без оснований называл речь отражением духа народа.
И если она обильно приправлена матом, то такова, к сожалению, и духовность.

Александр Новиков.

Родился в 1979 г. в пос. Каменномостском Майкопского района. В 2001 г. окончил филфак Адыгейского госуниверситета. В 2001-2014 гг. работал сельским учителем, параллельно преподавал в АГУ. В 2012 г. защитил диссертацию. Доцент кафедры общего языкознания.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах