«Слишком большое число университетов привело к обесцениванию высшего образования. Сегодня в вузы приходит много детей, не умеющих логически мыслить. Шаблонный характер ЕГЭ напрочь вымывает из образования творческую составляющую, - считает профессор МГТУ.
Умникам - дорогу
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Татьяна Анатольевна, студенты Майкопского технологического университета разработали немало проектов, которые реализуются на уровне республики. Но как привить интерес к науке?
Татьяна Овсянникова: - Это тяжёлая, но интересная работа - учить ребят творчески мыслить, разрабатывать и оформлять грамотно проекты, делать презентации своих работ на всероссийском и международном уровне. Да и стимулов для занятия исследованиями в нашем университете предостаточно. Кроме надбавок к стипендии за участие в исследовательской работе, студенты каждый год представляют свои работы на соискание гранта ректора. Вуз оплачивает своим студентам поездки на научные фестивали, конференции и конкурсы в Москву, Казань, Санкт-Петербург, Махачкалу, Ростов. За время обучения наши студенты знакомятся практически со всей страной.
- Каким научным проектам дали ход в этом году?
- Есть у нас категория социальных проектов. К примеру, «Окно в мир» помогает детям, занимающимся дистанционным образованием. Через Интернет студенты налаживают онлайн-общение, учат детишек делать поделки, играют с ними в шахматы. Ещё один проект - обучение пожилых людей компьютерной грамотности, его подхватили по всей республике.
Если говорить о технических проектах, МГТУ - региональная площадка конкурса инновационных проектов «У.М.Н.И.К». В финале в Калмыцком гос-
университете в прошлом году мы выиграли два гранта по 200 тыс. рублей. Среди наиболее интересных - проект Анны Ковалёвой. Опытный образец спасательного транспортного устройства для оказания срочной медпомощи протестировали спасатели МЧС по Адыгее. Сейчас Анна готовит заявку на получение патента на изобретение.
В этом году студенты МГТУ получили три гранта на развитие своих инновационных проектов. Среди победителей - проект по промышленному производству адыгского кефира (кундысу). Проект решает две актуальные проблемы АПК - это нехватка молочного сырья и недостаток ассортимента национальных молочных продуктов.
От сада до нагорья
- О проекте «Черкесские сады» много писали в СМИ. Но насколько он рентабелен в условиях кризиса?
-В Адыгее практически не осталось старых черкесских садов, поэтому нашими учёными проводится обследование причерноморских районов Кубани и предгорий Адыгеи. Экспедиционные образцы уже закреплены на участке реконструкции старых черкесских садов. Не секрет, что адыгейские сорта яблони и груши исключительно приспособлены к местным климатическим условиям, деревья их мощные, долговечные и урожайные. Тут мы напрямую подходим к вопросу импортозамещения. Ведь сады, которые высажены в Адыгее по итальянской технологии капельного орошения, кратковременного пользования. Через несколько лет нужно будет высаживать новые. А черкесские сады плодоносят столетиями.
Ещё наши студенты делают попытки сохранения знаменитого кавказского чернозёма, альпийских лугов - это проект восстановления горно-луговых почв Лагонакского нагорья после прекращения интенсивного выпаса, который выполняется на пяти постоянных пробных площадках.
Вуз для элиты
- Какую оценку вы поставите российской системе образования?
- Сейчас принято ругать советскую систему образования, считать её старомодной, не отвечающей современным тенденциям. В таком случае в современной системе образования всё ещё хуже. ЕГЭ способен проверить лишь память абитуриента и его «натасканность», но не творческий талант, логическое мышление и способность проникать в суть и сущность явлений.
- Евгений Ямбург считает, что вузовское образование не должно быть всеобщим. А что думаете вы?
– В чём-то согласна. Вуз - не ширпотреб. Я против того, чтобы на каждом углу открывались университеты, выписывающие дипломы всем, кто в состоянии платить, а не учиться. А нужен ли вузу тот, кто не будет в дальнейшем работать по специальности?
Я считаю, что сегодня необходимо поддерживать и развивать систему среднего профобразования, восстанавливать его имидж, потерянный в 90-е годы. Учиться в колледже должно быть престижно и интересно. Если человек талантлив, он себя обязательно проявит: кто - в колледже, кто - в вузе. Россия на кулибиных богата.