О полутонах
- Заур Цикузиевич, талант должен быть «с кулаками» или пробьется сам?
- Можно спорить. Но то, что искусство нуждается в спасении и свободе - факт. Сегодня реабилитация культуры должна стать главным интересом Отечества. Настоящего творчества без ярких, значимых фигур не мыслю. Полутона здесь неприемлемы. Защищать стоит только талант. Даже если он с кулаками и странностями! Я в искусстве - менеджер с хорошим «нюхом» на дарования. Моя профессия не менее сложная, чем скрипач или дирижер. Я всю жизнь окружал себя сильными людьми – и всегда выигрывал. Не боюсь сказать: «не знаю». Учиться у таланта для меня почетно. Как только человек, а особенно педагог перестает учиться - ему «пора»...
«Право на Музыку!»
- Искусство и деньги совместимы?
- Не приемлю дилетантов! Если достоин, публика оценит! Порой отказываю актерам в гастролях. Не признаю мата, пошлости со сцены даже от самых известных. Это опасно тем, кто слушает. Если говорить о ценах, самый дорогой билет на «Русский балет» Гордеева стоил всего 1200 рублей. Но ведь это лучший балет России! А разве дорого – абонемент на 8 концертов симфонического по 30 рублей? Ценообразование у коллективов хорошее. Беда - посредники: накручивают цены. А отлаженной системы нет. И многое зависит от духовных потребностей публики. Их нет тоже! Упрекнут: а молодые эстрадники? Ребята учатся. Но когда известный певец работает на потребу публики… Не на потребу надо - на обучение! На концертах Успенской, «Виа Гры», Михайлова можно отвлечься, выйти из зала, зайдешь – те же «три аккорда», бессмыслица слов и смеха. А Гордеева надо видеть каждую минуту. Песни Молодцовой и «Песняров» - магия. Концерт - продукт серьезный, дорогостоящий. Эта проблема общероссийская. И все же я имею право на Музыку! Мне не безразлично, что будут слушать мои внуки. Сергей Есенин емко сказал: «А Русь все также будет жить: плясать и плакать у забора». До сих пор из крайности в крайность кидаемся. Виноватых ищем. А пора задаться вопросом: что делать?
Прикинуться интеллигентом?
- Почему зрители не идут в Госфилармонии? Есть объяснение?
- А чем объяснить десяток человек на концертах симфонического? Слезы Эдиты Пьехи из-за того, что в зале единицы? То, что солист Большого театра Александр Захаров час «перекраивал» программу для студенчества, которое так и не явилось? То, что лучший в России «Русский балет» смотрели «три с половиной» зрителя? Почему не приходят на концерты российских знаменитостей их республиканские коллеги? Разве нечему поучиться? Вы посмотрите на детей! С полуслова подхватывают юмор «ниже пояса».А на классике - спят. Богатый может прикинуться бедным, умный – дураком, а интеллигентом прикинуться нельзя. Воспитание начинается с детства. А нам сложно провести вечер с детьми, сказку на ночь прочесть. Итог ошибок? Ужасно, когда на программе «Дом-2» подростки сопереживают «героям»! Общество забыло о нравственности и стыде. Мне было неловко перед «Русским балетом» Гордеева за пустой зал! Стыдно! А кому это нужно? Говорите, где студенты на концертах? А где педагоги, живущие жизнью студентов? Где семейные походы в филармонию? Часто слышу от высокопоставленных лиц: «Не люблю классику». Чем гордимся? Классика в переводе - «идеал». Отказываемся от идеала? Сейчас из всего делают шоу. Но в сфере академической, камерной музыки я не позволю до него опуститься! Как выходил пианист к черному роялю, так и будет выходить. Нужны семейные абонементы, льготы для студентов, дисконтные клубы, абонемент на весь сезон. Тогда будет результат!
Смотрите также:
- Тамара Схаплок: «Европа завидует многомерности России» →
- Интервью с известным певцом и композитором Адыгеи →
- Наталья Уварова:«Казачьей песней живу» →