О своём маленьком зрителе он готов говорить часами. Но что может предложить Театр кукол «Золотой кувшин» зрителям-подросткам? Для них не пишутся достойные пьесы.
Мизер - способ жизни
- Станислав Хаджимусович, мы ежегодно отмечаем День защиты детей. От кого защищаем раз в год?
- Это и мне интересно! Я понимаю, что такое Новый год, куда ни шло - День защитника Отечества. А от кого или чего мы защищаем детей именно что раз в год? Первый день учёбы - День знаний, первый день каникул - День защиты детей. Может, от этих самых знаний? Или от нас, родителей и педагогов? Это что за перевёртыши? Освобождаем от учебного процесса, если можно его таковым назвать, и даём им возможность отдохнуть? А где они так перетрудились?
Не хочу огульно судить обо всех учебных учреждениях. Но меня поддержат педагоги: из года в год в вузы и училища Адыгеи поступают абсолютно неподготовленные дети. Уже не говорю о таких тонкостях, как незнание русского языка («знатоков» наберётся процентов 30). Но 100% не знает литературу - хотя бы нашу, великую русскую. Повально несведущи в географии, в категорической форме не знают историю государства российского.
Попросите любого американского школьника назвать хотя бы десять президентов Соединённых Штатов - назовут. Наши школьники ограничатся Петром I, Екатериной Великой, Сталиным и современниками. Советский период, неотъемлемая и богатая часть истории - вообще целина. Многие не знают, кто такой Ленин, а это неотъемлемая часть истории. Поехали мы в Ставрополь на конкурс, гуляем по улице Крупской. Я спрашиваю: «Кто такая Крупская?». Ноль! Пристыдил и пояснил: «Это жена Ленина. А кто такой Ленин, знаете?». Ответили в мгновенье ока: «Муж Крупской». Всё! Вот система образования в действии.
- Зато в компьютерах они разбираются лучше нас!
- И что? Нельзя за счёт развития научно-технического прогресса подменять такие понятия как нравственность и духовность. Давайте защитим детей! Но от чего? От гиподинамии мысли и действия, которыми их наградил прогресс. Чтобы написать дипломную, мы пропадали в библиотеках. Им достаточно нажатия клавиши: и любая научная работа - на заказ. По мобильнику - выяснение отношений. Мы ходили в театр, потому что это было живое общение авторов и актёров со зрителем. Сегодняшним молодым живое общение заменила виртуальность. Какой там Толстой, если учитель предлагает открытым текстом: не хотите читать «Войну и мир», хотя бы фильм посмотрите! Происходит подмена ценностей. Детей не заставляют работать над собой, думать. Всё, что требуется - выбрать минимум необходимой информации из интернета. И не могу объяснить, почему у нас понятие «духовность» воспринимается только через религию? Да, надо возвращаться к канонам «не убий», «не укради». Но почему религиозным воспитанием подменяют всё остальное?
Детство в «неформате»
- Может, просто некому заниматься воспитанием наших детей?
- И это есть. Родители привозят к нам в колледж искусств своих детей и с этого момента снимают с себя ответственность до такой степени, что потом преподаватели не могут им дозвониться. Нормально? И тогда вся ответственность за становление личности ложится на педагога. А многое он, нищий, сегодня может? Получается замкнутый круг.
Так что отпускаем мы детей летом на «вольные хлеба» и выдыхаем облегчённо - что хотите, то и делайте. Да не знают они в таком возрасте, чего хотят! Для них в этом возрасте слово «свобода» созвучно со словом «анархия». С высоких трибун мы уверенно заявляем: «Будущее за нашими детьми и техническим прогрессом!». За какими детьми? «Электрониками» XXI века?
- У нас сегодня беспризорник - обычное явление на улице. Как это получилось?
- Что лучше: оставаться в семье, где попойки и равнодушие к проблемам собственных детей - норма жизни? Или уйти на улицу? Не знаю... Что поразительно, в число таких «странников» попадают дети из довольно благополучных семей. Система образования, родительское равнодушие привело к тому, что они просто не привыкли работать и думать о будущем. Попрошайничать дешевле!
А детская жестокость? Роликами пестрит Интернет. Кто заботится о том, чтобы они не уродовали детскую психику и были недоступны для просмотра? А всё потому, что живём по двойным стандартам. И не надо детей недооценивать. Они послушно следуют нашему примеру, впитав в себя главную идею государства: идею доллара. Она раздробила наше общество. Восхищаются и подражают успешным, быстро разбогатевшим. Если сверстник живёт «в шоколаде», то как заработать на модные шмотки и «крутую» тачку? Методами Саши Белого из «Бригады» - героя детских грёз ещё с конца 90-х. А что бандит, так это ж не по своей воле. Зато он тот, кто заработает быстро, лихо, смачно, не особо задумываясь о методах. Рядом с ним рейтинг профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца» равен нулю.
Скандал по Шекспиру
- Вероятно, в этом доля вины ещё и деятелей культуры?
- Не без этого. Только ленивый режиссёр, следуя всеобщей моде, не раздевал баб на сцене. Что уж говорить, если спектакли знаменитого МХТ построены на ненормативной лексике. Как объясняет режиссёр: это демонстрация близости театрального языка к народу. Какому? Мы что, поголовно говорим матом? Откуда такое пренебрежение к русской словесности? Мы подгоняем сегодняшний день под свою и детскую жажду удовольствий и потребления. При таком подходе к культуре через пять лет нам Электроник покажется лучшим из людей.
ДОСЬЕ: Станислав Сиюхов родился в 1958 г. в Майкопе. В 1989 году окончил актёрское отделение ГИТИСа. С 1979 г. работал в Русском драматическом театре им.А.С.Пушкина, с 1983г. - в Адыгейском драматическом театре. Художественный руководитель адыгейского колледжа искусств, заслуженный артист РА. На досуге предпочитает написание стихов и рыбалку в компании друзей.
Смотрите также:
- Андзор Емкуж: «Сценарий клипа «Едем в соседнее село» написан за семь минут» →
- «Воспитателем стал компьютер». Драматург о «театре шока» и юном зрителе →
- Интервью с лучшим учителем Адыгеи →