Залуженный деятель искусств Адыгеи считает, что современный человек берет от жизни гораздо больше, чем ему нужно. Технический прогресс, по его словам, должен был освободить человека от бытовой суеты, а не наоборот.
«Люди надёжно оградили себя и своих детей от умения общаться вживую, читать книги, ходить в кино и театр, любоваться природой. Воспитателем ребёнка стал компьютер», - считает Аслан Хакуй.
Вечные ценности
Аслан Хакуй: О вечных истинах: добре и зле, милосердии и любви. Но говорить об этом надо неравнодушно, искренне и открыто. Я считаю, что современная драматургия для детей должна быть креативной. С детьми надо говорить на их языке, но о том, что тревожит тебя.
Мир шагнул вперёд, а мы продолжаем себя связывать с прошлым и навязывать это прошлое детям. Но ведь человек живёт ради светлого будущего! Мы же, видя дерево, интересуемся его плодами, а не корнями. Чтобы их получить, холим и лелеем дерево. Разве не так же нужно поступать с детьми?
Когда у ребёнка проблемы, мало кто из родителей пытается выслушать, помочь советом, душевной беседой. Одни идут за ребёнка душу из педагога или обидчика вытряхивать, другие на детские переживания махнули рукой. Чего потом-то удивляться, когда плоды не ахти?
- А чем креативным в век технологий может удивить юного зрителя сцена театра?
- Умением заставить сочувствовать, сопереживать. Есть три непреложные ценности в жизни - доброта, хлеб и добрый совет. Этому доброму совету должен учить театр. У любой нации есть базовые понятия - почитание старших, уважение к женщине, любовь к детям. Моя пьеса «Сэтэнай - княгиня нартов» рассказывает о том, как мать учит своих детей-героев доброте, которая должна превалировать над всеми другими чувствами человека. Вторая пьеса - «Мой друг волк» - рассказывает о сложных взаимоотношениях охотника и спасённого им волка. Я знаю, о чём пишу, - о том, что мне интересно, что меня волнует. Эта пьеса - огромный конфликт, который должен вызвать сильные эмоции.
Мы разучились любить друг друга. Откуда возьмутся сильные страсти?
От страстей - к страстишкам
- Если в стране есть драматурги, почему сегодня создаётся так мало стоящих пьес для детей?
- Они быстрой прибыли не принесут. Не окупается детская драматургия ещё и потому, что воспитанием детей заниматься нет времени. В погоне за выживанием живём сегодняшним днём, в своей суете, мелких печалях и радостях. Мы разучились любить друг друга. Откуда возьмутся сильные страсти? Современный драматург занят тем, чтобы быстрей заработать и получить гонорар. Его хватает на репризу. А Шекспир и Шиллер, когда писали, основывались на силе чувства.
Искусству театра, который создавался как просветительский, почти три тысячи лет. Печально, что в последнее время театр отходит от своей воспитательной, просветительской функции, становясь театром шока. Людей приучали верить тому, что происходит на сцене. Сегодня, чтобы заявить о себе и запомниться, приучают к разврату. Нельзя этого делать. Общество и так развращённое. Это всё равно что в храме устроить дискотеку.
Тургеневу не снилось
- В одном из интервью вы сказали: «Мы вырастили не одно поколение «макдаков». Разве диснеевский мультик о богатом селезне так уж опасен для детей?
- Я учился продюсерству у Юрия Айзеншписа, который говорил: «Фразу, произнесённую четыре раза в день на протяжении недели, человек запомнит на всю жизнь». Этот закон рекламы сегодня делает из людей зомби.
Не стоит удивляться, что дети 90-х, впервые увидевшие мультик о Скрудже, воспитывают детей с заточкой на свою главную ценность - деньги.
В этом страшном антураже тургеневский конфликт отцов и детей выглядит просто цветочками.
- Есть ли рецепт спасения, на ваш взгляд?
- Надо менять отношение детей к жизни. Вместо вышеупомянутых фраз скажите: «вы добры и милосердны», «вы умеете сопереживать».
Именно этим сегодня должен заниматься театр. Не только для того, чтобы вернуть, но и чтобы спасти юного зрителя. А спасать его надо срочно.
Недавно, проходя по улице, увидел в мусорном баке аккуратно связанный 12-томник Салтыкова-Щедрина. Не нужен он «скруджам» - не приносит классика дохода ни в рублях, ни в долларах. Но другими категориями «макдаки» не мыслят.