Число преступлений против детей в Адыгее растет

Фото Надежды Кривко

Майкоп, 3 июня – АиФ-Адыгея. В Адыгее с её менталитетом уважения к колыбели в последние три года увеличилось количество преступлений против жизни и здоровья детей. Участниками какого процесса стало новое поколение? Об этом и многом другом рассказал уполномоченный по правам ребёнка в РА Александр Ивашин.

   
   

Право на безделье?

Аргументы и Факты – Адыгея: – Александр Борисович, совсем немного осталось до «профессионального» детского праздника. Насколько трудно сегодня быть ребёнком?

А.И.: – Нелегко. Мы, взрослые, быстро забываем своё детство. Очень мало людей способны сохранить в себе душу ребёнка в зрелом возрасте. Нам неуютно влезать в «шкуру» сына или дочери.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Так от кого нам их защищать, в первую очередь?

А.И.: – От нерадивых взрослых и нерадивых чиновников! Чего мы хотим для наших детей сегодня? Чтобы выросли умными, успешными. При этом потеряли самое важное – воспитание, в том числе трудом. Ни в одном международном документе не записано право ребёнка «на безделье». Абсурд, но учитель сейчас должен спросить разрешения у родителей, чтобы занять детей перекапыванием клумбы или мойкой окон. Раньше такое было? В 90-е люди стали жить не разумом, а понятиями. Деньги делались из воздуха, работать стало зазорно. Дети быстро это усвоили.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Снижение срока уголовной ответственности и половой зрелости до 14 лет каким образом защитит детей?

   
   

А.И.: – Экстремальные, эмоциональные идеи мировоззрения 90-х запали в неокрепшие детские души. И дали всходы. По статистике, основной характер криминала, в котором оказываются замешаны в Адыгее несовершеннолетние - это имущественные преступления: кражи и грабежи. Дети демонстративно показывают: «Мы тоже хотим жить хорошо!». И добывают свой достаток. В прошлом году в Майкопе произошёл жуткий случай, когда 17-летний парень убил дома своего отца, подбив друга «помочь»! при этом, кроме отца, у него никого не было, но он решил избавиться от излишней опёки. Ужасно, но семья за 20 лет не стала приоритетом госполитики. А школа сегодня занимается не образованием подрастающего поколения, а образовательным процессом. Я уверен, если государство не будет людей образовывать, оно будет вынуждено сажать их в тюрьмы…

«Событие века»

Аргументы и Факты – Адыгея: – Тяжёлая перспектива! Но сегодня столько говорят о правах детей на образование – поступление в любые возы страны доступно…

А.И.: – Покажусь ретроградом, но из образования ушло понятие гражданина, патриота своей страны. Самым любимым словосочетанием у чиновников стала фраза «образовательные услуги». Дети в школе перестали чувствовать себя детьми, они воспринимают себя «участниками образовательного процесса»! ЕГЭ этому тоже способствовал в какой-то степени...

Аргументы и Факты – Адыгея: – Вы – против ЕГЭ?! Вроде все уже смирились с фактом экзаменов в тестовом режиме.

А.И.: – Мне кажется, как только хорошая идея попадает в кабинеты чиновников, она проходит «чистилище». От неё отсекут всё доброе, нужное, а что останется, «завернут» в яркий фантик: получите, вы же хотели этого! Так и с ЕГЭ. Он не даёт выбора, в какой форме сдавать экзамены на аттестат зрелости! Я уже второй год по приглашению Министерства образования и науки республики участвую в работе комиссии на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву, которая проводится так же, как ЕГЭ, в тестовом режиме. Тесты построены таким образом, что необходимо выбрать неправильные ответы для того, чтобы ответ на вопрос был правильным. Детей программируют находить в жизни неправильное решение задачи. Каждый учебник психологии трактует: ты будешь успешным, если научишься находить правильное решение. В этом положительный результат образования. ЕГЭ – образование наоборот.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Но ЕГЭ принят законом, похоже, выбора у нас действительно нет?

А.И.: – Первыми его азы постигали чиновники. Складывается впечатление, что в их головах всё и перевернулось. На почве борьбы с взятками при поступлении в вузы ввели ЕГЭ, который всё школьное обучение поставил на коммерческую основу – родился институт репетиторства для практически всех выпускников. ЕГЭ стал коррупционной составляющей в образовании вообще. Может, принцип ЕГЭ и хорош, но его извратили сами чиновники.

Теперь с этими проблемами разбираются уже на уровне ФСБ, МВД, прокуратуры регионов. Поэтому я – за всеобщее среднее бесплатное образование. Только оно защищает в полной мере права детей.

Мамы и няни

Аргументы и Факты – Адыгея: – У вас есть совет, как уберечь детей от жестокости? Молодые мамы так часто кричат, в обиходе слово «ударить», а не «шлёпнуть», как было раньше…

А.И.: – В обществе нет понимания, кто такие дети. И возникают чудовищные факты. Убийство 11-летней девочки, которое случилось в хуторе Табачном Майкопского района Адыгеи прошлым летом. Семья была неблагополучной, но девочка росла замечательным ребёнком – умная, самостоятельная. Из-за нерадивых родителей и одного подонка оборвалась человеческая жизнь. Родителей не лишили родительских прав, хотя документы подавались. Конечно, каждый ребёнок должен расти в семье - это его право закреплено Конвенцией о правах ребенка, российским законодательством. Но родительство должно быть ответственным! Ребенок не должен чувствовать себя обузой в семье. И семья должна быть полной! В школах этому давно уже не учат, а результат – насилие в отношении самых беззащитных.

Культ семьи полной и гармоничной – вот задача государственной власти на ближайшую перспективу.

Аргументы и Факты – Адыгея: – Но социализация ребёнка должна идти в детском саду, а мест нет…

А.И.: – Из 240 жалоб и обращений, которые поступили ко мне в 2012 г., одна треть – нехватка мест в детских садах. Нам нужно развивать другие варианты, альтернативные – частные, частно-государственные. Мы разбирались по обращению в отношении индивидуального предпринимателя, которая решилась открыть группу присмотра. Это – не её ноу-хау. Белгородская область так решила свои проблемы с занятостью родителей, в частности, мам. Почему бы Адыгее не пойти по такому же пути, развивать разные формы дошкольного образования и воспитания? Есть воспитатели по призванию, дайте помещение на льготных условиях, льготное налогообложение. И предпринимательство шагнёт вперёд, и родители малышей получат возможность работать. Да, эта группа не может вести образовательную деятельность, но она малокомплектная, дети находятся под присмотром, родители имеют возможность работать, содержать свою семью. Государственный детсад – идеальная форма дошкольного образования, которая досталась нам в наследство от образования прошлого века. Но жизнь изменилась, надо меняться с ней.

Аргументы и Факты – Адыгея: - В Майкопе есть няни, которые работают за почасовую оплату?

А.И.: – Такая услуга многим была бы в помощь. Я бы настоятельно рекомендовал изучить возможность предоставления такой услуги в республике. Недавно на приём пришёл молодой отец, майкопчанин. В их семье старшему ребёнку меньше двух лет, а недавно родилась тройня. Мама физически не справится с четверыми малышами, и папа бросил работу, чтобы ей помогать – куда деваться? Большая молодая семья существует на деньги своих родителей. И это не единичный случай. В такой помощи нуждаются многие многодетные семьи, не только молодые.

Аргументы и Факты – Адыгея: – «Закон Димы Яковлева» приживётся в Адыгее?

А.И.: – Вот приходит к вам в дом американец и говорит: плата 500 тыс. долларов наличными, отдайте своего ребёнка. Какова ваша реакция, отдадите? Последнее зарубежное усыновление из Адыгеи было «родственным» - в 2008 г. семья из США забрала своего племянника. С 2003 г. Адыгея отказывает зарубежным усыновителям. За последние два года у нас больше берут детей в приёмные семьи, очень хорошо работают службы сопровождения таких семей, в частности, в «Центре диагностики и консультирования». У них практически нет возвратов…

КСТАТИ: В 2009-2011 гг. в Адыгее наблюдалось снижение статистики лишения родительских прав. Однако в 2012 году это число возросло. Если в 2011 году у 114 детей родителей лишили своих прав, то в 2012-ом - у 144 детей. Количество взрослых, лишённых родительских прав составило, соответственно, 103 и 128 человек. Восстановили свои права материнства и отцовства в 2011 г. пятеро, в 2012 г. – только двое родителей.

ДОСЬЕ: Александр Ивашин родился в Майкопе в 1973 г. Окончил исторический факультет Адыгейского госуниверситета в 1996 г., в 2000-ом – юридический институт Северо-Квказской академии госслужбы. Преподавал историю в школе, затем служил в органах внутренних дел. С 1сентября 2011 г. назначен на должность уполномоченного по правам ребёнка в Адыгее.

Смотрите также: