В коридоре филиала одной из ведущих страховых компаний в Адыгее жарко, и не потому что кондиционера нет, а потому что часы пробили 17.00 - время «вечерней поверки» ожидающих получения полиса ОСАГО.
Все в очередь!
Очередь за ОСАГО как из советского прошлого. В век электронных очередей и онлайн-услуг водители переписаны в толстую тетрадку, с указанием ФИО, адреса, телефона, машины и, главное, личного номера. В очереди действуют свои законы: кто в 17.00 на поверку опоздал или не явился, автоматически исключается из «числа пайщиков».
Майкопчанка Наталья неделю дожидается своей очереди, отмечаться в страховую компанию приходит ежедневно - утром, в обеденный перерыв и вечером.
Депутаты считают, что к сложившейся ситуации привели саботаж и сговор со стороны автостраховщиков. Они потребовали от Национального банка Адыгеи, антимонопольной службы и правоохранительных органов более активно принимать меры воздействия, ужесточить контроль, при необходимости отзывать лицензии у страховых компаний. Ситуация сложная, но разрешить её можно только путём повышения уровня ответственности.
«У меня в период получения ОСАГО весь рабочий график летит! И хотя в очереди я уже шестая, но вряд ли полис сегодня получу. Девушка, которая шла под первым номером, часа три под дверью дожидалась. Но деньги я приготовила. Только 5,5 тысячами не обойдёшься, навязывают ещё и страховку от несчастных случаев. Если откажусь, волокита продлится ещё две недели. И того почти месяц. В прошлом году я отдала около 9 тысяч за все страховки», - пояснила Наталья.
На сегодня в очереди на получение ОСАГО только в одной страховой компании Майкопа больше 70 человек. Но работает с этой очередью только одна сотрудница. Выдача за день 13 полисов считается невиданным рекордом, в среднем в день обычно выдают пять-шесть полисов.
Бывалые автовладельцы советуют: с суммой меньше 10 тыс. руб. в страховую компанию лучше вообще не идти.
Драйвер роста
В 2003-2004 гг. экраны телевизоров заполонила реклама страховых компаний, которые обещали поддержку и оперативность всем автолюбителям. На практике вышло, что автовладельцы, которые вынуждены ежегодно оказываться под крылом страховой компании, обеспечивают ей неплохой достаток, застраховывая вместе с машиной и жизнь. Отвыкать от хорошей жизни страховщикам, видимо, совсем не с руки. Несмотря на требование руководства и депутатского корпуса республики, страховые компании не спешат решать проблемы с выдачей полисов ОСАГО.
По словам депутата Госсовета-Хасэ РА Владимира Овчинникова, необходимость рассмотрения на заседании депутатского корпуса вопроса выдачи ОСАГО возникла в связи с многочисленными обращениями жителей республики, которые жалуются на искусственное создание дефицита полисов автострахования, большие очереди при их получении и навязывание дополнительных страховых услуг, технические проблемы с единой электронной базой.
А какой видят борьбу с очередями за полисами ОСАГО руководители страховых компаний?
«Наша компания - единственная, которая полноценно работает на рынке ОСАГО. Однако пока все страховые компании Адыгеи не начнут работать добросовестно, очереди будут. А страхование жизни мы предложить обязаны. Одним ОСАГО, цена которого начинается от 5,5 тыс. рублей, мы не занимаемся - только полис не покрывает весь ущерб от несчастных случаев», - пояснил руководитель генерального агентства одной из страховых компаний в Адыгее Муслим Тугушев.
По его словам, неприятная ситуация с полисами ОСАГО началась с прошлого года, когда пять-шесть компаний Адыгеи - активные игроки на рынке ОСАГО - ушли: у кого лицензию отозвали, кто-то почувствовал убыточность рынка.
По данным регионального отделения ОНФ, Адыгея оказалась в лидерах по нарушениям и отказам в продаже ОСАГО. В шести из проверенных компаний только живая очередь составляет от 60-70 человек, а по записи свою очередь можно дожидаться до трёх недель. К примеру, у одного из крупнейших игроков на рынке ОСАГО в первой половине дня оформляется только около трёх полисов.
«В республике осталось около пяти компаний, предоставляющих услуги автостраховки. Все они отсылают клиентов к нам. Отсюда и очереди», - уточнил М. Тугушев.
Бесконтрольные «воротнички»
Однако автовладельцы со стажем говорят, что проблемы с полисами ОСАГО начались намного раньше. С 2004 г., когда в России ввели такие полисы, они сразу стали отличным доходом для страховщиков, искусственно создающих сложности при их получении. К слову, об этом аналитики предупреждали в том же году.
«Платить обяжут каждого водителя, и не только за ОСАГО. По моему убеждению, практически получить деньги по ОСАГО невозможно, столько в законе подводных камней и ловушек», - предупреждал страну 12 лет назад известный адвокат Леонид Ольшанский.
«Удивительная это организация на улице Советской, 195 а: есть приёмная - нет секретаря, есть полисы, но их выдают, как в 90-е выдавали продукты, - не больше восьми в день, надо записываться, потом ежедневно ходить отмечаться», - рассказал водитель с 15-летним стажем Евгений.
Жалуется очередь: мол, один сидят, своего часа дожидаются, другие
приносят менеджерам стопки документов, которые им отпускают вне очереди.
«До принятия ОСАГО я в течение трёх лет страховал свою «копейку» и платил 700, 900 и 1200 рублей. Приняли закон - цена выросла в разы. Не могу понять одного: почему государство заставляет делать ОСАГО и при этом не удосуживается заниматься контролем страховых организаций?»
Смотрите также:
- В страховой ловушке. Водители Адыгеи добиваются полисов ОСАГО через суд →
- Борьба за полис. Почему автолюбителям навязывают страхование жизни →
- Услуги оптом? Страховщиков не пугают штрафы →