Олимпийские страсти. Герои без скандала прессе неинтересны

– Всё равно живём по принципу: что посеяли. А сеем часто вражду и непонимание. Удивляет одна вещь: мы знаем многих героев Америки, но хотя бы пятёрку своих назовём с трудом, – рассказал главный тренер сборной республики по боксу Владимир Овчинников.

   
   

Страсти по рекордсмену

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: – Вы, помимо спорта, представляете депутатский корпус республики. Скажите, как получилось, что в числе 60 факелоносцев олимпийского огня по Адыгее нет ни одного депутата Госсовета–Хасэ?

Владимир Овчинников: – Промашка, над исправлением которой сейчас работают. Как может быть, чтобы депутаты, которые помогают спорту Адыгеи развиваться, остались в стороне? Я об этом открыто заявил на одном из заседаний. Сейчас осталось только 13 мест, которые будет распределять фирма–спонсор олимпийского огня в России. А кого она посчитает нужным включить, скоро узнаем.

– Вокруг олимпийского огня уже разгорелись страсти. Когда он впервые погас на территории Кремля в руках Шаварша Карапетяна, в Интернете и с телеэкранов вылился поток грязных шуток. Почему никто не вспомнил, что этот факелоносец – не только 11–кратный рекордсмен мира по подводному плаванию и 17–кратный чемпион мира, но и герой, спасший жизнь 20 тонувшим в Ереванском озере?

– Мир перевернулся. Посредственные артисты и спортсмены именуются не иначе как «звёздами». О таких, как Шаварш Карапетян, уже и не вспоминают – с ним не связано ни одного скандала, ни одной скандальной фотосессии, ни одного «звёздного» развода. Ну, спас жизни кому–то там. Для прессы такой герой интереса не представляет – жареных фактов в биографии нет.

У нас сегодня не карапетяны героями становятся, а чиновники – почти небожителями, вершителями судеб. Вот что страшно. Удивительно другое: то, что погас факел, мы готовы списать на что угодно: на вину Шаварша и всех армян, на дурное предзнаменование. А то, что дизайнеры факела попросту могли не учесть скорости бега спортсменов и шквального ветра, который был в тот день, нам в головы не приходит?

Без масок

– Так что же с нами происходит?

   
   

– То, что происходит, логическому объяснению не поддаётся. В маршрутках, троллейбусах люди друг на друга, как цепные псы, бросаются. Сейчас хамство – норма жизни. А ведь, по логике вещей, в Россию прибыл олимпийский огонь – почему бы не стать добрее, теплее, милосерднее? А у нас не только эти понятия – слова такие уходят из лексикона. А кому в таком озлобленном состоянии нужны герои? Хотя, тех, кто болен на голову и посмел обругать Шаварша Карапетяна, не так уж много. По статистике, в России 5 млн человек страдают психическими отклонениями. Но СМИ часто опираются именно на этих маргиналов, отвергающих общепринятые культурные нормы морали и поведения. Именно из их «больных» высказываний составляют якобы «общественное мнение».

– В Алма–Ате недавно завершился чемпионат мира по боксу. Главный тренер российской сборной на всю страну заявил, что результатами недоволен. Но ведь мы же были сильнейшими в боксе. Куда сила и победы подевались?

– Мы были сильнейшими в любительском боксе. А это выступления профессионалов высшего класса. Произошла смена поколений. И кто вышел на смену легендам? Одна золотая медаль, два «серебра» и одна «бронза». Победа в финале Михаила Алояна тоже не была бесспорной – он победил с разногласием судий 2:1. Разве так можно? Согласен с главой тренерского штаба нашей сборной Александром Лебзяком: если говорить о качестве бокса на прошедшем чемпионате, то и я не увидел ни у одного из спортсменов какой–то излюбленной, наработанной комбинации.

А ведь бокс – это зрелищный вид спорта. У каждого бойца сборной должны быть обязательно серии комбинаций, наработки, которые он должен выполнять даже с закрытыми глазами. И в тему зрелища – удачное новшество старых времён: наконец–то бокс без масок.

Китайский сюрприз

– В Санкт–Петербурге завершились II Всемирные игры боевых искусств, где было представлено 15 видов спорта. Адыгея была представлена только в тхэквондо и только одной спортсменкой.

– Не очаровывайтесь названиями. Конечно, «Всемирные игры боевых искусств» – звучит. Но для боксёров, например, был важней чемпионат мира в Алма–Ате.

Среди дзюдоистов на играх я тоже не увидел олимпийцев. Да, Россия по числу наград вышла на первое место. Но для большинства федераций, тренеров и спортсменов эти игры первостепенными не являются.

Хотя первыми в тхэквондо стали китаянки. Они и общекомандный олимпийский зачёт в Пекине выиграли – случай уникальный истории игр. И причины понятны. С 90–х в Китае работали все лучшие тренеры мира, в том числе, и наши. У китайцев отношение к спорту изменилось. Китаю плагиат сослужил добрую службу. Взяв за основу нашу систему подготовки, они быстро составили конкуренцию ведущим олимпийским державам. Даже в тех видах спорта, где сильны не были никогда. А почему у нас не получается? Повторюсь: что делается в стране, то и в спорте. Не в тренере дело.

– Может, надо канадский опыт перенимать и вкладывать деньги в определённые виды спорта?

– В Адыгее спорт – это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Олимпийские всплески годами ждут, они редки. Я прочёл недавно, что говорит наука о спорте – чемпионами мира и олимпийцами становятся те, в ком заложена генетическая предрасположенность, было тактически верное развитие в детском возрасте и, что самое главное – национальная приспособленность к данному виду спорта.

У нас предрасположенность – борьба, тяжела атлетика. А бокс – не наш национальный вид спорта. Нам бы почаще к науке о спорте обращаться, больше бы медалей было.

Смотрите также: