Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек.
Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае. Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение – «черкесы».
Народ или этногруппа?
А вот тут с шапсугами начинаются небольшие загадки. Дело в том, что сегодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире – адыгов-черкесов.
В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.
Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».
Но, несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов – зихов.
Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство. Большие аулы у шапсугов встречались в основном на равнине, в горах они предпочитали селиться отдельными родовыми усадьбами вдоль рек, так что, со стороны могло показаться, что речные долины составляли один огромный аул.
С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон.
Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.
Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла».
Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.
К национальной автономии
Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую.
Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе. Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии – национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4-м съездом шапсугов Причерноморья. Позже, в 1924 году, вопрос об образовании района был положительно решен Президиумом ВЦИК РСФСР. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения.
Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул ( ныне - аул Калеж), а в октябре 1930 г. – в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача). Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.
С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.
Интересный факт из жизни района: в мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея.
День сегодняшний
В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья – Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах – от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге. Однако с середины 90-х годов ситуацию удалось перевести в конструктивное русло: шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами.
Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г. - латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.
Совсем недавно о шапсугах Туапсинского района и Большого Сочи услышала вся Россия. Места их расселения расположились совсем недалеко от столицы зимней Олимпиады 2014 года. Для адыгов-черкесов, как народа, живущего в рассеянии, очень болезненным является вопрос отношения к Кавказской войне позапрошлого века. Некоторые черкесские нациоанльные организации в РФ и за рубежом настаивают на официальном признании Россией итогов и хода войны, актом «геноцида», со всеми вытекающими отсюда проблемами. В своих интересах эти организации пытались использовать и шапсугов Причерноморья. Но благодаря взвешенной и чёткой позиции руководство общественного парламента шапсугов «Адыгэ хасэ» Маджида Чачуха, раскачать ситуацию вблизи олимпийского Сочи никому не удалось.
В феврале на встрече с членами Общественного Совета по подготовке и проведению Олимпиады в Сочи, на которую был приглашен председатель общественного парламента причерноморских адыгов-шапсугов, вице-президент Международной черкесской ассоциации Маджид Чачух, Владимир Путин впервые публично высказал свое мнение по «черкесскому вопросу».
– Я хочу обратиться к вашим старейшинам со словами благодарности за то, что они, понимая всё то, что происходит вокруг Олимпиады, не просто вели себя сдержанно, а давали очень правильные, мудрые сигналы в общество, – подчеркнул тогда Владимир Путин. – Еще во времена «холодной войны» родилась так называемая теория сдерживания. К сожалению, мы и сейчас видим ее атавизмы. Когда наша страна демонстрирует какой-то позитив развития, попытки сдерживать Россию проявляются то тут, то там. В том числе это касалось и олимпийского проекта, а как инструмент – использование черкесского фактора. У меня не было ни малейшего сомнения в том, что это покушение с негодными средствами. Я знаю настроения в среде черкесов, знаком лично с руководителями черкесских организаций, знаю как они относятся и к своей малой Родине, и к большой – России. Для меня было очевидно, что это просто не имеет никакой перспективы, - отметил президент.