Старинным адыгским танцам «Зафак», «Удж», «Загатлят» в исполнении ансамля «Нальмэс» рукоплескали Америка и Италия, Арабские Эмираты и Турция, Германия и Польша. Сегодня они - «визитная карточка» не только Адыгеи, но всей России.
- Не могу сказать, что мы достигли вершины успеха. Успех вообще - вещь довольно субъективная. Да и не в традициях нашего коллектива благостно почивать на лаврах. Настоящему таланту в искусстве нужен диктат и вечный поиск. Тогда он свободен для огранки. Парадокс, но это так, - уверен художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист России Мухамед КУЛОВ.
Полный улет
- 75 лет для танцевального ансамбля - срок немалый. Почти за полвека не устали от танца?
- А как можно устать, если занимаешься любимым делом и знаешь, что ты в нем профессионал? Сегодня много говорят о поисках национальной идеи, столь необходимой государству. «Нальмэс» ее нашел 75 лет назад - это универсальный язык народного танца, понятный всему миру. Наверное, поэтому с момента своего создания ансамбль был «обречен» на популярность и аншлаги в России и за границей. Уставать не было времени! За 75 лет сменилось не одно поколение танцоров. Я горд тем, что у «Нальмэса» есть свои танцевальные династии: Куловых, Хаджаевых, Алибердовых, Наниз.
- Вы пришли в танец, благодаря двоюродному брату Амербию Кулову. Не жалеете?
- Я помню, как артисты ансамбля приехали к нам в аул Блечепсин и танцевали на бортах грузовиков перед аульчанами. Меня в мои 16 лет тогда поразил мужской характер черкесов и их рыцарское отношение к партнершам. Как горели их глаза, как они красиво носили адыгский костюм! И еще я подумал, что таких красавиц, какие танцевали в «Нальмэсе», не видел за всю свою жизнь. Полный улет! Конечно, знал я и оборотную сторону медали: знал, как Амербий и его товарищи репетируют до изнеможения, как буквально валятся с ног после ежедневных репетиций. Но нас, молодых ребят, эти трудности не пугали. Время показало, что мы сделали правильный выбор. Мама была «за» двумя руками. А отец сказал, как отрезал: «Танец для мужчины - не профессия»! И за всю жизнь ни разу не пришел на мои выступления. Я его не сужу, понимаю: фронтовик, он хотел, чтобы у сына в доме был достаток. По его мнению, танцем достатка не наживешь. Но кто из нас, мечтателей, думал об этом в юности?
«Америку надо удивлять!»
- У «Нальмэса» богатая гастрольная жизнь. Прошлый год вы завершили триумфальными гастролями по Америке. Чем запомнится этот?
- Да, в прошлом году мы представляли Россию на XIV ежегодном международном фестивале искусств в Вирджинии (США), дали два концерта в городе Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси). Каждый - из двух отделений по 45 минут. В зале сидели люди разных возрастов. И потом аплодировали нам стоя. Это высшая похвала для артиста! Потом директор театра, где мы выступали, сказал: наполняемость зала на концертах американских «звезд» - максимум 70%. У «Нальмэса» был неизменный аншлаг. В 2010-м г. мы возродили традицию совместных концертов: выступили на 200-летии Кубанского казачьего хора и в паре с легендарным ансамблем танца Сибири им. Годенко. Сейчас дебютировали в первой адыгской опере «Раскаты далекого грома». Средствами танца рассказали о Бзиюкской битве, свадебных традициях и быте адыгов. Как балетмейстер оперы считаю, что получилось отлично. Нас вела музыка.
- Чем американский зритель отличается от нашего?
- Детской готовностью увидеть чудо! Не ожидая подвоха или обмана. На концерт приходят целыми семьями, чтобы приятно провести время. Но Америку надо удивлять! А мы погрязли в практицизме. Забыв о духовности, добываем хлеб насущный. На культуру не остается времени. Как-то не до концертов. Тем более обидно, когда речь идет о российской богатейшей культуре.
- Поэтому по инициативе ансамбля «Нальмэс» в этом году впервые в Адыгее прошел День национального костюма?
- И поэтому тоже! Выезжая за рубеж, мы видим, как люди берегут свои национальные традиции, в Турции, Испании, Индии даже на концерты приходят в национальных костюмах. Гордятся ими, умеют носить. А мы? Черкесский костюм создавался тысячелетиями. На его основе многие российские модельеры и сейчас создают уникальные коллекции. Разве это не повод рассказать о нем подробнее, показать, что и одежда - часть нашей истории? Истории, которой можно гордиться! Это касается не только адыгского костюма. Адыгея многонациональна. И как можно не беречь свои традиции республике, имеющей колоссальный исторический запас?
- Долгие годы «спутником» ансамбля является детский коллектив «Зори Майкопа». Но многие ли юные артисты выбирают танец своим будущим?
- Со многими талантами пришлось расстаться. Я постоянно веду беседы с родителями - нельзя подавлять талант. Жаль, помогает нечасто. Родители отмахиваются: «Пусть танцует - кто против? Научите! Но разве это профессия? И кому сегодня нужны танцоры?». Как быстро привыкли мы все жизненные ценности монетой мерить! И обидней всего, что учим этому детей.
«Букет создается выдержкой»
- Вы упомянули о концертах дружбы. Однако некоторые пришли на концерты, чтобы сравнить мастерство...
- Зря теряли время! Наша задача - подчеркнуть многообразие российской танцевальной культуры. Мы именно им богаты. Конечно, совместные выступления подстегивают танцоров к некоему соперничеству. Но тем интересней зрителю в зале смотреть, как широкий хоровод сменяет танец с кинжалами.
- В Адыгее прошел межрегиональный фестиваль обычаев народов юга России «Возвращение к истокам - путь к возрождению». Не многовато ли фестивалей?
- Для Адыгеи - в самый раз! Я-то считаю, что мы просто вовремя спохватились, устроив такой фестиваль. Категорически не приемлю принципы глобализации. И повторюсь: единство не в приглаживании всех под одну гребенку. Это как в виноделии. Букет создается разнообразием оттенков и выдержкой. Отказываясь от фольклора, мы выплескиваем с водой ребенка. Поднимая нацвопрос, роем себе могилу. И что оставим детям?
А вот когда на фестивале 2009 года делегация из Чечни показала обряд «Прощение кровника», стало понятно: люди стосковались по миру. Мы не должны потерять свои корни. Поэтому за рубежом мне интересно общаться с адыгской диаспорой, видеть их трепетное отношение к своим истокам. Когда поймем, что не можем мы быть людьми без роду без племени?