Майкоп, 11 апреля - АиФ-Адыгея. Оберегами могли быть различные амулеты, изображение родового символа семьи - «тамги». Свою одежду адыги также украшали определенными знаками, которые не только были элементами декора, но и были призваны защитить своего владельца от сглаза и злых духов. Все эти символы существовали в памяти народа на протяжении десятков столетий и несли в себе священный смысл.
Например, символы, напоминающие по форме рога животного, обозначали плодородие и процветание. Растительные мотивы, изображения зверей, солярные знаки – все они были связаны с культовыми обрядами. Наиболее древним орнаментом было изображение дерева и его отдельных элементов. У адыгов существовал целый культ деревьев, и сама вселенная в их понимании имела структуру большого дерева. По прошествии веков было утеряно много информации о значении священной символики. Но многие из этих элементов сохранились на старинных предметах одежды и в традициях оформления национальной одежды.
Рубаха-оберег
В Национальном музее Адыгеи есть уникальный предмет одежды – единственная сохранившаяся рубаха-оберег. Она принадлежала темиргоевскому князю Джамбулату Болотокову. Рубаха датируется серединой XIX века и попала в музей благодаря супруге князя княжне Г. Болотоковой в 1938 году. Адыги такую одежду называли рубахой, предохраняющей от пуль или «щэтемыгъафэ джан».
Рубаха изготовлена очень тщательно: у нее есть подкладка, по форме рубаха туникообразная без плечевых швов, имеет круглую горловину с разрезом по центру, а также воротник-стойку высотой 5 см. Сшито изделие из хлопчатобумажной ткани с блестящей поверхностью песочного цвета. Внизу рукава соединяются с рубахой четырехугольным клином для свободного движения рук. Она почти полностью расписана древними письменами.
Фото: Национальный музей республики Адыгея
На рубахе изображены и геометрические фигуры – круги, по окружности которых вписаны тексты и цифры. В нескольких частях пересекающиеся круги образуют символы, подобные знаку древнего Цветка жизни. Спина рубахи также расписана. Все письмена нанесены черной и красной красками. Надписи не удалось расшифровать. Скорее всего, они написаны на одном из древних восточных языков. В области лопаток на обеих сторонах спинки изображено два круга-солнца с лицами. Эти лики-«солнца» имеют тонкие черты и крупные глаза, а на лбу левого изображения между его бровями стоит точка.
У адыгов с древних времен существовал культ солнца. Считалось, что оно дает жизнь и свет всему живому. Возможно, его изображение на рубахе было призвано уберечь хозяина предмета одежды от смерти.
Сай
Главным платьем адыгских женщин было «сае». Это платье не имело застежек. Женщины носили сай с поясом или без него. Когда его носили нараспашку, борта на груди от плеча шли вниз по прямой линии. Другой вариант покроя был, когда от плеча до подола шел косой уширяющий клин. Он полностью открывал перед кафтанчика, который одевался под платье. В зависимости от типа сая пояс надевался либо сверху на платье, либо на кафтанчик под ним.
Большое разнообразие существовало в оформлении рукавов. Они могли быть короткими, при этом к ним привязывали специальную нарукавную лопасть. А могли быть с уже пришитыми нарукавными подвесками.
Наиболее популярными цветами платьев были темные оттенки красного, черный, иногда голубой и синий. Девушки одевались в более светлые тона, в то время как женщины носили темные платья.
Фото Надежды Кривко
Сай украшали галунами, золотой и серебряной вышивкой. При декорировании платья также использовались басонные изделия, металлические нашивные украшения и узорную тесьму. Наиболее распространенным было украшение наряда золотым шитьем – им декорировали края разреза сая от талии до подола, вырез платья на груди и подол. Орнаментами обычно были растительные мотивы и разнообразные геометрические элементы.
Поверх платья надевали пояс из ткани или кожи, галуна и металла. Этот предмет одежды представлял большую ценность с точки зрения ювелирного искусства. Пояса делали из серебра, их покрывали позолотой, инкрустировали драгоценными камнями. При их создании использовали такие методы ювелирной работы, как зернь, филигрань, чернь и амальгирование. Все эти элементы составляли «черкесский стиль» - известную ювелирную технику.
Черкеска
Черкеска была главной одеждой адыгских мужчин. Этот костюм появился в эпоху Возрождения, а ее название - «черкеска» - было дано русскими в XIX веке. Оно происходит от второго названия адыгов – черкесы. По-адыгски название мужского костюма звучит как «цый».
При шитье черкески использовали домотканое сукно. В цветовом решении костюм был неяркий. Подбирались два цвета, а третий был дополнительным. Чаще всего использовали естественные цвета шерсти, такие как черный, серый и бурый. Иногда использовали крашеные ткани темно-красного и красно-коричневого цветов.
Черкеска очень изысканна по форме – строгий и лаконичный костюм без лишних деталей. Подросткам шили черкески, когда они достигали 10-12 лет, а иногда и позднее. Это был своего рода переход к взрослой жизни.
Фото Надежды Кривко
По силуэту черкеска обтягивала фигуру вверху, плавно расширялась от талии книзу при помощи специального кроя спины. Считалось особым шиком, если черкеска сидела как влитая. Адыги большое внимание уделяли внешнему виду и образу. В народе говорили, что идеальной мужской фигурой было тело с такими пропорциями, чтобы кошка в полный рост могла пройти под талией, когда человек лежал на боку. Поэтому задачей костюма было подчеркнуть атлетичность и развитость тела. В черкеске надо было ходить с прямой спиной, втянутым животом и при этом благородно себя вести.
Аксессуарам, цвету и длине костюма уделялось большое значение, так как по этим параметрам можно было узнать о статусе его владельца. Так, например, белые черкески были очень редкими и их носили только представители дворянского сословия. Важна была и манера, с которой носили черкеску – она была застегнутая и подпоясанная узким ременным поясом. На нем висел кинжал, пистолет или шашка. Красивым элементом были газырницы. Они представляли собой нагрудные карманы с отделениями для хранения газырей – трубочек с зарядами для оружия. Черкеску нараспашку могли носить только глубокие старики и только в своем селении.
По прошествии времени черкеска стала самой популярной одеждой на Северном Кавказе. Кубанские, терские, донские казаки полностью переняли адыгский костюм, и вместе с ним седловку лошадей, манеру ношения оружия и езды. В 40-х годах 19 века черкеска была утверждена как воинская форма казачьих войск на Северном Кавказе. Среди российских правителей особенно изысканно носил черкеску император Николай II.
Черкеска была частью имиджа достойного и храброго воина, для которого главным была его честь. За свою честь он был готов отдать и жизнь.