Примерное время чтения: 4 минуты
7111

Древние адыги исцеляли танцем

Сюжет Общество

 Майкоп, 17 апреля - АиФ-Адыгея. У каждого народа существуют традиционные танцы, и, несмотря на новые современные стили, каждое значимое торжество любого народа сопровождается народным танцем. И, возможно, это не только дань традициям. Ведь ничто так не отражает характер человека как его движения.

Древнее искусство

У адыгов хореографическое искусство зародилось еще в глубокой древности. Самый древний танец адыгов называется «ачекаш», что означает «танцующий козел». Танец появился в ранний языческий период и был связан с культовым обрядом в честь бога плодородия и земледелия Тхагаледжа.

Один из самых первых танцев адыгов, который сохранился и по сей день, - «уджи». Он напоминает хоровод. «Уджи» танцуют, взявшись под руки, и передвигаются по кругу в определенном ритме. Этим танцем обычно заканчивалось каждое торжество, и, возможно, посредством него подчеркивалось единство собравшихся гостей. Один из исследователей Ш.С. Шу в своей книге «Народные танцы адыгов» отметил, что адыги считали себя детьми солнца и придавали магическое значение кругу. Поэтому в хореографических рисунках многих танцев отражаются отголоски культа солнца, например в том, что направление танцевального движения идет по кругу навстречу солнцу. Кстати «уджи» был единственным танцем, в котором юноша мог прикоснуться к девушке, взяв ее за руку.

В древние времена существовал ритуал «чапщ». Он проводился при лечении раненых и заключался в том, что у постели больного собирались молодые люди. Они разыгрывали игры, исполняли песни и устраивали танцы для того, чтобы отвлечь раненого от его боли. Считалось, что подобный ритуал способствовал выздоровлению человека.

Виды танцев

Можно выделить несколько традиционных танцев адыгов с определенным пластическим рисунком и индивидуальными правилами – тлепечас, уджи, зафак, зыгетлат, исламей, кабардинский исламей и кабардинская кафа.

Выразительным танцем можно показать свои чувства и отношение к человеку (адыгский этикет - «адыгэ хабзэ»). Наиболее ярко это можно наблюдать в парных танцах адыгов. В движениях выражался как характер адыгского мужчины и адыгской женщины, так и характер их взаимоотношений. Так, главными мужскими качествами были благородство и сдержанность, а женскими – изысканность и грациозность. Через танец проходило знакомство и общение, поэтому, можно сказать, у каждого танца была определенная задача. Например, танцуя «зафак», происходило знакомство. В нем парень и девушка то приближаются друг к другу, то отдаляются. Само название «зафак» переводится как «идти навстречу».

Танец «исламей» - один из самых красивых и романтичным танцев. В нем пара проявляет большее доверие друг к другу и слаженно передвигается по кругу. Все, кто видел этот танец, согласятся, что он настолько невесомый, что складывается впечатление отсутствия гравитации. Ощущение подобное чувству любви, которое и отражает танец.

«Танцевальный баттл»

Современное профессиональное пластическое искусство адыгов строится на этих основных танцах. Сегодня в республике старинную адыгскую танцевальную традицию сохраняет Государственный академический ансамбль народных танцев Адыгеи «Нальмэс». Он оберегает и пропагандирует народные танцы, а также создает новые композиции, образы и спектакли. «Нальмэс» объездил с гастролями почти все континенты мира. Посетил США, Францию, Японию, Италию, Чехию, Турцию, Сирию, Израиль, Индию, ОАЭ и Ливию. И в каждой из стран публика горячо встречала адыгское искусство.

Сегодня ни одно торжественное мероприятие не обходится без традиционных танцев. Молодежь республики очень любит устраивать «джегу». Это и игрище, на котором есть свой ведущий, а поведение гостей регулируется определенными правилами, «джегу» исполняют практически на всех торжественных мероприятиях. Каждый может выйти станцевать или пригласить на танец понравившуюся девушку. Это своего рода общение молодых людей в традиционных формах. Этот танец можно рассмотреть и как «танцевальный баттл», в котором определяют самых лучших исполнителей.

Об особом воздействии танцоров на зрителей говорил уже Аристотель. В «Поэтике» он отметил, что посредством ритмических движений танцоры изображают и характеры, и душевное состояние и действия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах