Майкоп, 5 июня – АиФ-Адыгея. По словам министра культуры Адыгеи Мухамеда Кулова, общество двигает вперёд только внутренняя культура человека, с которой, к сожалению, есть проблемы.
Он не теоретик, а практик. Ценит не слова, а дела и профессионализм. Таким был, когда танцевал ведущие партии в ансамбле «Нальмэс». Такого же принципа придерживался в качестве художественного руководителя ансамбля. Не отходит от него и в новой должности – министра культуры Адыгеи.
В поездки – за культурой
Аргументы и Факты – Адыгея: – Почему культуре уделяется такое внимание на региональном уровне?
М.К.: – Я убеждён, что именно духовные ценности определяют политику жизни общества. И мне, как человеку, долгое время работавшему и руководившему лучшим профессиональным коллективом Адыгеи, понятно, – у творческих коллективов республики огромный потенциал. Их искусство интересно далеко за пределами родины. Поэтому мне импонирует тот факт, что власти Адыгеи считают культуру приоритетным направлением.
В беседе со мной о назначении на новую должность глава республики Аслан ТХАКУШИНОВ отметил, что экономические взлёты зависят не только от капиталовложений, но и от человеческого фактора. Сегодняшняя задача культуры – возвращать человека к духовным ценностям, которые мы за последние десятилетия растеряли. Нужно уходить от общества потребления, в котором мы живём последние годы. Человека пора возвращать к его роли созидателя, мыслителя. Тем более что Адыгея обладает «стратегическим» культурным запасом.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Тем не менее в сфере культуры Адыгеи проблем немало. С чего планируете начать?
М.К.: – У меня уже составлен график рабочих поездок и встреч. Приоритет перед министерством культуры и лично мною глава Адыгеи поставил чёткий: особое внимание - развитию сельских Домов культуры и библиотек. Считаю это решение мудрым. Нашу небольшую республику и кадрами, и народной культурой поддерживает село. Поэтому именно сельским работникам культуры необходимо обеспечить достойную жизнь и достойное содержание культурных учреждений.
Центры творчества надо поощрять и морально, и материально. У меня намечены встречи с главами местных органов самоуправления. Мы будем не только говорить, но и осмотрим учреждения культуры, составим план взаимодействия.
Конечно, работая худруком ансамбля «Нальмэс», я не раз бывал в сёлах и аулах Адыгеи. Общую картину и общие проблемы их примерно представляю. Необходимо поднимать зарплату работникам культуры, делать капремонт сельских ДК, да и библиотеки, которые до сих пор отапливаются дровами, приводить в порядок. Вот насущные проблемы культуры. Однако в качестве министра хотелось бы большей конкретики. Проблемы надо решать адресно и без проволочек. В первую очередь это, конечно, средства и «реанимация» комплексных республиканских целевых программ.
Вернуть публику
Аргументы и Факты – Адыгея: – А что можете сказать о городских учреждениях культуры?
М.К.: – Если сельские культурные учреждения это очаги, истоки культуры, то театрально-зрелищные учреждения республиканской столицы - её «эпицентр». В графике моих рабочих поездок встречи с профессиональными коллективами Адыгеи – обязательный пункт. Тут я как рыба в воде, знаю на практике все проблемы профессионалов: это обновление репертуара, использования всего потенциала для привлечения зрителей в залы. Такой опыт есть у Госфилармонии Адыгеи. Один из запущенных здесь проектов – «Классика – это классно!» – возрождает интерес публики к классической музыке. Приглашённые классические музыканты со всей страны собирают залы.
Я никогда не понимал высказываний типа: «Вот дайте мне энную сумму денег, тогда я вам покажу высший пилотаж». Когда я, будучи худруком ансамбля «Нальмэс», задумал проект проведения совместных концертов, не ходил с протянутой рукой, а делом доказывал важность нашей задумки. Как? Своими силами, аншлагом на совместном концерте «Нальмэса» и Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. Годенко, которому тогда, в 2010 году, исполнилось 50 лет. Тогда художественный руководитель прославленного коллектива, заслуженный артист России, внук легендарного Игоря Моисеева Владимир Моисеев с радостью откликнулся на наше приглашение, сказав: «Проект «Нальмэса» возрождает традиции проведения дней культуры в регионах России».
Потом мы выступали с «Кабардинкой» и «Вайнахом». А в этом году провели целый фестиваль хореографических коллективов, на который уже министерство выделило деньги, зная, что не подведём, покажем класс. Потом родилась традиция проведения акции «Ночь в музее», так у музеев Адыгеи появились свои поклонники. Это же касается театральной лаборатории, которая прошла в Национальном театре им. И.Цея с приглашением молодых режиссёров Московского Театра Наций. Тоже аншлаг! Считаю такой путь к финансированию самым верным. Ведь какова основная задача всех наших профессиональных творческих коллективов? Вернуть публику в библиотеки, в концертные, театральные и музейные залы.
Держава профи
Аргументы и Факты – Адыгея: – Кавказ всегда считался «державой танца». Сегодня он превращается в «державу попсы». Не тревожит такая тенденция?
М.К.: – Давайте апеллировать к фактам: на Кавказе много талантливых и известных в России музыкантов. Каждый концерт «звёзд» кавказской эстрады - это гарантированный аншлаг. Я могу перечислить много вокалистов, чьё имя уже само по себе - успех. Их послушать люди идут с удовольствием. Это также работает на имидж республики. Но я за введение независимых худсоветов. Почему? Культура, как и еда на столе, должна быть качественной. Жители Кавказа всегда славились умением с особым изыском накрыть стол. То же самое - с песнями и хореографическими номерами. Тем более что мы производим продукт для духовного потребления. Он должен быть качественным! Кстати, не раз профессионалы высокого класса высказывались за введение цензуры. Если уж сами не умеем ставить перед собой барьеры, не понимаем, что свобода это в первую очередь самоограничение.
Я за цензуру в репертуарной политике, за профессионализм на большой сцене и за диктат для таланта в искусстве.
В Большой за славой
Аргументы и Факты – Адыгея: – Юрий Темирканов сказал: «Проблема России в том, что молодые и талантливые уезжают». А что думаете вы?
М.К.: – Полностью согласен. Только винить в этом молодых и талантливых не стоит. Во многом порой виноваты сами педагоги. Когда родители приводят ребёнка в школу искусств, они не о деньгах думают. Но что происходит потом? Вместо того чтобы развивать в ребёнке тягу к познанию, педагог поглядывает на часы. Хорошо, если на выступления лучших профессиональных коллективов Адыгеи ходят классами, приобщая детей со школьной скамьи к прекрасному. Хотя лично я двояко отношусь к таким походам. Нельзя хорошему учить насильно. Приучить ребёнка к посещению концертов и спектаклей, в первую очередь родительская функция. Но нам некогда, мы погрязли в практицизме.
В Адыгее единственный колледж искусств, а во всех коллективах республики - кадровый голод. Потому что педагоги воспитывают не смену для театров и ансамблей Адыгеи, а людей, готовых ради блестящей карьеры штурмовать Мариинку и Большой театр. Причём вне зависимости от степени таланта. Да, нужны перспектива и горизонты, но Большой по плечу не каждому. Почему бы педагогам не задуматься, как жить дальше коллективам родной республики?
ДОСЬЕ: Мухамед Кулов родился в 1961 г. в а. Блечепсин Кошехабльского района Адыгеи. В 1978 г. окончил хореографическую студию при Доме народного творчества в Майкопе. В Государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс» танцевал с 1978 по 2000 г. Окончил Краснодарский университет культуры и искусства. С 2002 по 2013 г. - бессменный художественный руководитель ансамбля «Нальмэс» и детского ансамбля адыгского танца «Зори Майкопа». С апреля 2013 г. - министр культуры Адыгеи.
СПРАВКА: В Адыгее 358 учреждений культуры, в которых работают 30 300 человек. Сегодня в республике действуют 123 сельские библиотеки, 5 районных музеев, 127 сельских Домов культуры. В 2009 г. были закрыты ДК х.Чехрак (Кошехабльский район), сельские клубы в х.Советском и Садовом (Майкопский район). Открыты СДК в х.Шевченко (Майкопский район) и два кинотеатра в Тахтамукайском и Майкопском районах.