«Конечно, мир меняется очень быстро, и мы меняемся вместе с ним. Но есть вещи, которые неподвластны времени и переменам: любовь, дружба, верность, милосердие. Они заложены в нас природой», - считает ведущая актриса Национального театра Адыгеи, заслуженная артистка России Мариет Уджуху.
Воспоминания о родине
- В новом фильме Александра Муратова «Графиня Аиссе» по роману Исхака Машбаша вы сыграли Чабу - бабушку главной героини. Чем зацепил вас этот образ?
- Образ бабушки складывается из обрывочных детских воспоминаний главной героини. Он неразрывно связан с темой Кавказа, родного дома, матери и отца, которых убили на её глазах. А потому эти воспоминания для неё особо острые и щемящие. Съёмки этих сцен проходили у нас, в Адыгее, на водопадах Руфабго, в яблоневых садах. И хотя съёмки в Адыгее заняли всего несколько дней, работа группы была очень кропотливой.
Для меня история Аиссе - девочки, увезённой в рабство и проданной французскому дипломату, это история трагедии адыгов. Недаром через всю свою пусть короткую, но насыщенную событиями жизнь Аиссе, получившая лучшее европейское образование, какое только было в XVII веке, и ставшая поэтессой, пронесла глубокую любовь к родине и тоску по ней.
Не знаю, как это будет в фильме, но в романе хорошо показано, что Аиссе даже при дворе короля Людовика XIV, в обществе, не блиставшем высокими нравами, умудрилась сохранить чистоту, скромность, сдержанность - всё то, что отличало черкешенок, что в них заложено генетически.
- Что для вас было легко, а что тяжело на съёмках фильма?
- У меня небольшой съёмочный опыт - в кино снимаюсь редко. Но мне было очень легко работать и с режиссёром Александром Муратовым, и с оператором Никитой Рождественским.
В сценах о детстве Аиссе, снятых в Адыгее, было задействовано несколько актёров, а съёмочная группа с техперсоналом составляла 28 человек - в два раза больше. Благодаря их усилиям съёмочный процесс был спокойным, организованным и интересным.
Запомнился один момент. По сценарию, Аиссе вспоминает события детства, которые происходят весной, в романтический и очень красивый период цветения яблонь. Когда убивают её родителей, с деревьев должны осыпаться лепестки цветов. Но жизнь внесла в сценарий свои коррективы: в марте в стране объявили режим самоизоляции и съёмки отменили. Так что снимать детство Аиссе выехали только тогда, когда на деревьях уже краснели яблоки. Но материал, отснятый в другом антураже, получился не менее прекрасным.
Вечное возвращение
- Но будет ли интересна современному человеку судьба женщины XVII века, пусть уникальная, но всё же далёкая?
- Думаю, да. Потому что роман и фильм не только о черкесах, это история женщины, история её любви и верности, счастья и горя. «Графиня Аиссе» возвращает нас к общечеловеческим ценностям, над которыми не властно время. Ведь если подумать, события в жизни Аиссе перекликаются с современностью. Так, в блистательном высшем обществе Франции эпохи короля-солнца на деле, и этому есть многочисленные свидетельства, процветали интриги и вольности, неприемлемые для жителей Кавказа.
Да, общество влияет на мировоззрение человека. Но лично я уверена, если по природе в человеке заложены нравственные основы, есть стержень, то пороку его не испачкать. Именно так и произошло с Аиссе.
А разве сейчас не так? Простые люди вдруг становятся героями. Когда всех вокруг охватывает страх, они, рискуя жизнью, бросаются на помощь. Почему? Да потому что это внутренний позыв, который иначе как генетикой я не назову.
А разве сегодня мы слепо не перенимаем у Запада его культуру и толерантный взгляд на недопустимые, казалось бы, вещи, противоречащие исконному нашему мировоззрению? Разве нам, как Аиссе, не нужны силы, внутренний стержень, чтобы противостоять этому напору?
Защитный код
- Многие черкешенки внесли вклад не только в историю России, но и мира. Какая из этих судеб потрясла лично вас?
- Каждая из них достойна памяти и уважения. Эльмесхан Хагундокова, графиня де Люар - бригадный генерал, офицер национального ордена Франции «За заслуги», а ещё главная модель модного дома Шанель. Её называли Великой Мадам Франции. В последний путь Эльмесхан провожали в самом центре Парижа под звуки оркестра Иностранного легиона. Это был первый случай, когда женщину хоронили по маршальскому разряду.
А Людмила Черина - балерина, актриса, писатель и скульптор - стала автором бронзовой композиции «Сердце Европы», установленной у Европарламента в Страсбурге.
Уже не говорю о Лёле Богузоковой - легендарном стрелке-радисте штурмовика «Ил-2» времён Великой Отечественной, сделавшей 59 боевых вылетов и закончившей войну в Берлине.
А разве меньшего уважения достойна черкешенка, впервые в мире привившая себе оспу, чтобы спасти от эпидемии свой народ, красоту дочерей?
Недавно по телевизору я услышала историю жительницы Израиля. На чистейшем кабардинском языке она рассказала, как во время войны их, еврейских детей, прятали от фашистов кабардинские женщины. Когда она сказала, что с тех пор Кавказ - её родина, у меня на глазах выступили слёзы. Передо мной была настоящая черкешенка, пусть и другой национальности, но близкая мне по духу.
- Способна ли глобализация уничтожить эти ценностные ориентиры?
- Всё от человека зависит. Но есть в этом мире вещи, над которыми ничто не властно. Человек рождается с чувством любви и добра, преданности и милосердия. Это его код, защита от саморазрушения.
Если этот код, эти качества человек сохраняет на протяжении жизни, его с полным правом можно назвать счастливым.
Досье
Мариет Уджуху родилась в а. Джиджихабль Теучежского района. В 1976 г. окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинемато графии. Актриса Национального театра РА им. И. С. Цея. С 1980 г. преподаёт художественное слово и адыгейскую сценическую речь студентам Адыгейского республиканского колледжа искусств и национального факультета АГУ. Народная артистка РА.