С идеей создания в республике оркестра адыгских народных инструментов в министерство культуры Адыгеи обратились представители общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент».
Сокровища адыгов
Мелодиям, исполняемым на адыгской гармошке, пхачиче, камыле, шичепшине, не один век. Эти инструменты черкесов - уникальное достояние не только отделов аудиозаписей музеев юга России, но и Государственного музея музыкальных инструментов им. М. И. Глинки в Москве, Государственного этнографического музея народов СССР в Санкт-Петербурге, Музея на набережной Барли в Париже, Государственного музея Грузии им. С. Джанашия, Музея Хорнимана в Лондоне, Денверского университета искусств, а также частных коллекций Турции, Голландии, Израиля. Аудиозаписи плачей, героических и обрядовых черкесских песен начала XX в. хранятся в Лондонском национальном музее.
Сегодня, по словам председателя общественного движения «Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент» Рамазана Тлемешока, в Адыгее, на исторической родине черкесов, проводится немало мероприятий по сохранению адыгской инструментальной музыки.
«В детской республиканской школе искусств активно работает отделение народной музыки, где искусству игры на старинных адыгских инструментах детей обучает руководитель ансамбля аутентичного пения «Жъыу», исследователь и изготовитель адыгских народных инструментов Замудин Гучев. В республике проводятся конкурсы игры на народных инструментах черкесов, недавно в Адыгее состоялся первый фестиваль черкесского камыля. И всё же, на мой взгляд, нашей республике просто необходим оркестр адыгских народных инструментов. Чтобы решить этот вопрос, мы обратились в министерство культуры Адыгеи», - рассказал Р. Тлемешок.
А недавно крупнейшая звукозаписывающая фирма «Мелодия» выпустила в свет диск с редкими записями известных адыгских и абхазских мелодий.
«В архивах фирмы хранятся сотни записей, представляющих несомненный интерес для исследователей и любителей традиционной адыгской культуры. Они сделаны в 60-70 годах прошлого века. Идея записать их на диск и представить широкому кругу ценителей культурного наследия народов Кавказа родилась не случайно: уже увидели свет диски с осетинской, чеченской, ингушской этномузыкой», - рассказала начальник отдела министерства культуры республики Бэла Шеуджен.
От идеи до воплощения
Но создание оркестра адыгских народных инструментов в Адыгее, по мнению Р. Тлемешока, поможет не только в сохранении и пропаганде адыгской инструментальной музыки, но и в воспитании у жителей республики интереса к богатой культуре адыгов.
«Идея создания оркестра адыгских народных инструментов мне нравится. Сохранять исчезающую инструментальную культуру адыгов нужно. Но это идея не одного года. Кто будет играть в этом оркестре? В Адыгее нет стольких исполнителей на смычковых, щипковых, ударных и духовых черкесских инструментах. И, насколько я знаю, нет дополнительных средств на заработную плату музыкантам нового оркестра. На мой взгляд, созданию оркестра должна предшествовать огромная организационная работа. Во-первых, необходимо во всех школах искусств Адыгеи, а не только в республиканской, в Адыгейском колледже искусств им. У. Тхабисимова открыть отделения адыгских народных инструментов, пригласить педагогов, и только после первого выпуска думать о создании оркестра народных инструментов», - считает З. Гучев.
Тем более что пример возрождения старинного народного искусства, по его мнению, у Адыгеи есть.
«Адам Ханаху, будучи министром культуры республики, послал девушек на обучение золотому шитью в Нальчик, и у нас через несколько лет появились уникальные специалисты золотошвейного искусства, которые сегодня получают всероссийское и международное признание», - рассказал З. Гучев.
По мнению мастера, создание в Адыгее оркестра адыгских народных инструментов должно иметь системный и продуманный характер.
Как считает народный артист России, композитор Аслан Нехай, сегодня говорить о создании в Адыгее оркестра народных адыгских инструментов - равносильно тому, чтобы предлагать к постановке оперу «Кольцо нибелунга».
«Мы ещё в 60-е годы задумывались о создании такого оркестра. Но давайте будем реалистами: для Адыгеи эта задача и тогда, и сейчас нереальная. Сегодня в республике нет специалистов, которые бы знали, какие народные инструменты нужны для такого оркестра, каков их строй, диапазон. И самое главное - кто это будет делать? В Адыгее нет специалистов, которые бы по примеру Василия Андреева, основателя первого оркестра русских народных инструментов, жизнь положили бы на создание оркестра. Для этого нужно не просто в колледже открыть отделение народных адыгских инструментов, но и высококлассные педагоги с высшим образованием. На создание оркестра адыгских народных инструментов необходимо как минимум 10 лет. Сейчас при ансамблях «Нальмэс» и «Исламей» есть оркестры народных адыгских инструментов. Если есть желание и финансовая возможность, можно эти коллективы расширить, выделить им средства. Но, повторюсь, одним росчерком пера такой оркестр не создаётся. Это долгосрочная и очень кропотливая работа», - уверен А.Нехай.