Примерное время чтения: 6 минут
255

Как пилот из Адыгеи тушил пожары в Подмосковье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Адыгея» 15/02/2012
Фото: Из архива Василия Рожковского

С тех пор, как небо ворвалось в его жизнь, размеренной профессии инженера пришел конец. Все связано только с полетами на парапланах. Прыгать с парашютом он начал в 1987-м, а на параплане впервые взлетел в 1993-м. Один из основателей Майкопского клуба сверхлегкой авиации «Полет», инструктор Василий Рожковский не мыслит своей жизни без полетов. Даже жену себе нашел «крылатую».

В прошлом году, в свое 15-летие Майкопский клуб «Полет» стал одним из инициаторов проведения республиканского авиационного фестиваля «Небо для всех - 2011», в котором приняли участие пилоты и экипажи Адыгеи, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области. - Мне скучно шагать по земле. Наверное, потому что по натуре - романтик. По правилам соревнований нельзя подниматься на высоту более 3000 метров - аннулируется результат. Но на три тысячи я поднимался - непередаваемые ощущения! - рассказал в интервью «АиФ-Адыгея» Василий Рожковский.

В свободном полете

- Почему люди летают?

- А почему люди взбираются в горы и переплывают Ла-Манш? Раскачиваются на трапециях и исследуют пещеры? Знаете, английский жокей и писатель Дик Фрэнсис отлично ответил на эти вопросы: «Потому что они могут, хотят, и, как им кажется, должны делать это». Может поэтому республиканский клуб сверхлегкой авиации «Полет» считается одним из сильнейших в мире. Здесь занимаются только увлеченные.

- С первого же дебюта на международных соревнованиях парапланеристы «Полета» занимают призовые места. У вас особая технология обучения чемпионов?

- Конечно! Более того, через 4 года обучения по уникальной технологии наши пилоты могут соперничать с сильнейшими спортсменами мира. Несовершенство техники, на которой мы летали, компенсировалось молодостью и амбициозностью спортсменов, огромным желанием победить. Поэтому я не удивился, когда в 2002 году на первых для нашего клуба международных соревнованиях «Montana Open» в Болгарии по моторному парапланеризму команда «Полета» заняла II место. Затем в 2003-м на тех же соревнованиях мы стали третьими, а в 2004-м - первыми. И в командном, и в национальном зачете.

С тех пор участвовали в 22 соревнованиях разного уровня: Кубках России, чемпионате Польши в Италии, чемпионатах Молдовы, «Montana», «Skynomad Open». В 2010 году приняли участие в этапе Кубка мира в Китае, в 2011 году боролись за Кубок мира в Турции.

- Сегодня немного молодых ребят решаются посвятить себя спорту. Однако в Майкопском клубе «текучести» не наблюдается. Или кадры особые?

- Наверное, еще и потому, что чем моложе подросток, тем меньше у него страха. Так что в клубе молодежь страху приходится учить!

- Разве это плохо - быть бесстрашным?

- Еще как! Особенно в воздухе. Страх - защитная реакция организма на опасность. А молодые легче перешагивают тонкую грань «можно-нельзя». Вообще, не люблю бесшабашных. Хотя после долгих тренировок именно они становятся чемпионами. Вообще полет можно сравнить скорее с искусством, нежели со спортом. Каждый летает для души. Как часто вы в житейской суете глядите на небо? А мы постоянно. К слову, прогноз погоды в Адыгее для всего семейства на ближайшие день-два определяю безошибочно. Учитываю все: направление и силу ветра, облачность, перепады температур.

- Все пилоты Майкопского клуба - непрофессиональные летчики. Чем они заняты на земле?

- Самые успешные парапланеристы - предприниматели. Роман Алаев, Роман Кравченко - участники чемпионатов мира. Водитель Иван Твердохлебов установил рекорд Краснодарского края, покорив расстояние в 177 км от Лабинска до пос. Лермонтово. Людям необходим свободный полет. Для разрядки, да просто - для ощущения счастья. А выезжаем мы на тренировки, в горы Адыгеи, практически каждые выходные.

- Где храните летательный аппарат?

- Дома! Он прекрасно складывается и весит немного: от 17 до 23 кг. Жена и дети жалуются только на то, что по выходным уезжаю на полеты. Хотя жена у меня тоже увлекалась полетами. После нашего знакомства она научилась летать. Но когда в семье появились дети, пришлось на время об увлечении забыть. Материнский инстинкт победил. Но все равно на полеты стараемся выезжать вместе. У меня трое детей. Люблю летать с наследниками. Особенную страсть к полетам испытывает младший, 4-летний сын. На паралете с мотором и двухместной тележкой - ко мне садится 8-летняя дочь, а впереди - 14-летний сын держит на руках младшего.

- Василий, а как же отцовский инстинкт? Рухнуть не боитесь?

- Нет! Страхую постоянно. И взлетаю с детьми только в очень хорошую погоду. А жена в это время свежим воздухом дышит, грибы в лесу собирает. Так и получается отдых семьей на природе. В год я «налетываю» 300 часов - намного больше военных и гражданских летчиков. Парапланами я занимаюсь профессионально. А летом уезжаю в Москву, где преподаю в летной школе.

Параплан против огня

- Это правда, что вы второй год сотрудничаете с пожарными и МЧС Подмосковья, предупреждая возникновение лесных пожаров?

- Наша летная школа находится в Серпуховском районе. Мы начали работу по патрулированию пожаров в 2010 году, когда над Москвой и Подмосковьем стоял смог. Над полями и лесами, вдоль пляжных мест на Оке летали 4 раза в день с мая по сентябрь. В 2010 году с нашей помощью было потушено 8 пожаров на ранней стадии. Председатель колхоза деревни Турово Александр Шаковец звонил по телефону и поднимал меня с постели криками: «Ты еще спишь? Еще не в воздухе?!». Так что еще до 7 утра, не умывшись, я «впрягался» в параплан и начинал облет. На время пожаров мне разрешили набирать высоту до 1 километра. Но даже на такой высоте параплан за считанные секунды становился черным от гари. Но юг Московской области не горел, отчасти благодаря работе парапланеристов. А летом этого года по приглашению Шаковца я вновь патрулировал территорию федеральной трассы из Подмосковья в столицу.

- Василий, вы счастливый человек - не знаете страха высоты?

- Я вообще-то боюсь высоты с детства! Когда стою на краю скалы, аж голова кружится. Может, потому и начал прыгать с парашютом, чтобы страх высоты побороть. Побороть - не поборол. Но полетами «заболел». Небо и скорость - отличный депрессант!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах