Улучшить качество жизни можно только регулярным повышением зарплаты. Оплата труда должна не только восстанавливать силы работника, потраченные в производственном процессе, но и давать возможность содержать семью на достойном уровне. Но жизнь сегодня так быстро меняется, цены растут, что вычислить стандарт оплаты труда невозможно. Цель профсоюзов – сохранить права на достойную жизнь. Работник должен иметь возможность восстанавливать умственные и физические силы. Об этом и проблемах выживания на производстве рассказал читателям «АиФ – Адыгея» Председатель Федерации профсоюзов Адыгеи Руслан Устов.
Ломать и строить
- Чей труд сегодня искусственно удешевлен?
- Мы говорим о качестве уровня жизни. Так вот, дешевая зарплата сегодня в бюджетной сфере, у работников сельского хозяйства, в деревообрабатывающей промышленности, в сфере жизнеобеспечения, включая рабочих коммунального комплекса. Она занижена изначально. Но так сложилось не только в Адыгее, в большинстве регионов России.
- Можете назвать причины, почему так сложилось?
- В себестоимость продукции, которая выпускается, на оплату труда заложено в среднем от 10 до 25%. Для сравнения – в странах западной Европы эта сумма составляет от 50% и выше. Мы не обсуждаем, почему это сложилось таким образом. Мы должны побуждать работодателя регулярно индексировать зарплату в связи с ростом дороговизны жизни в России. Есть определенные механизмы, как этого достигнуть – система принуждения работодателя идти на это, коллективные трудовые договоры, определенные законом РФ, в которых есть обязательный раздел «заработная плата». Это дает возможность профсоюзам выходить на разговор с руководителем производства – как мы будем увеличивать зарплату в текущем году. К примеру, инфляция в 2011-ом составила 10%, предприятие имеет экономический рост, а потому давайте решать вопрос.
- Убеждение действует?
- Естественно, работодатель упирается. Каждый руководитель производства старается сэкономить на зарплате, поскольку он действует в интересах учредителя или собственника этого предприятия. К сожалению, главная задача российских бизнесменов – поменьше расходов на оплату труда, поменьше налоговых выплат, побольше прибыли. Такова сегодня психология нашего бизнеса. Мы ее ломаем.
О талонах на калоши
- Понятно, что работодателю профкомы «капают» на нервы. В каких отраслях в Адыгее вам приходится с бизнесом конфликтовать, есть такие?
- Конечно, работодатель не заинтересован в том, чтобы именно на его предприятии в профсоюз вошли самые активные работники. Сама цель профессионального союза - защищать экономические, трудовые права работников, охрану их труда. А это – затратные статьи бюджета предприятия. В рыночных взаимоотношениях руководитель производства не всегда владелец. Решения в отношении финансовых расходов, как правило, принимает совет директоров. В этой ситуации профкомам промышленной сферы, агропромышленного комплекса работать сложнее. В ситуации, которая объективно сложилась в нашем регионе сегодня, думаю, мы должны работать в диалоге с партией власти.
- Раньше профсоюзам были близки «левые» идеи – на демонстрации 1 мая и 7 ноября, санкционированные митинги вы выходили вместе с коммунистами. А сегодня?
- Профсоюзы в СССР считались «школой коммунизма». Вот те левые идеи нам были близки. Потому что они в основном защищали права рабочих. При этом профсоюзы и многое отдавали своим работающим членам – отдых, санаторное лечение, детские путевки на морские курорты, в крупные детские центры не только России, но и стран так называемого соцлагеря. Если в советское время в стране было 250 млн членов профсоюзов, то 1% профвзносов составлял колоссальные финансовые средства, которые тратились на профсоюзную работу. В 90-е годы все изменилось. На взносы у люди, отдавшие производству многие годы труда, могли отдать разве что талоны «на калоши», произведенные на заводе – зарплату нечем было платить. В современных экономических условиях, когда предприятия в небогатых природными ресурсами регионах выживают за счет сокращения рабочей недели и оплаты труда, в условиях экономического кризиса они ищут помощи у государства и взаимодействия с исполнительной властью. Это реально сложившаяся объективная картина. Ведь сдержать экономический кризис в регионах удалось только партии власти. Профсоюзам нужно работать с теми, у кого власть.
И находить компромиссы.
- Но за рубежом профсоюзы действуют иначе?
- Нет, они также пытаются договариваться с действующей властью. Принцип их работы, тем не менее, совсем иной. Сама система работы там складывалась сотнями лет и по иному пути. Профсоюзные взносы не маленькие, но они дают возможность проводить массовые коллективные акции, многодневные забастовки – профсоюз при этом выплачивает забастовщикам их полный заработок. Такое давление, когда бизнес несет колоссальные затраты, становится влиятельным с политической точки зрения. А у нас, как вы знаете, дни протеста не оплачиваются – таков закон.
Монополисты
- Наша жизнь и деятельность прописана Конституцией РФ. Бизнес не придерживается ее рамок?
- Самый крупный работодатель в стране – государство. Им финансируется вся бюджетная сфера. Зарплата бюджетников является неким «стандартом», на который так или иначе ориентируются все работодатели. Поэтому мы должны побуждать власть постоянно повышать оплату труда. И власти вынуждены с этим считаться. Скажем, в Адыгее более 48 тысяч членов профсоюзов. Это самая крупная не только общественная, но и политическая организация.
- Какова ее структура?
- В республиканскую Федерацию входят шесть отраслевых профсоюзов. Три – бюджетных: образование и наука, культура, здравоохранение. А также профсоюз работников агропромышленного комплекса, работников госучреждений и госслужащих, сферы жизнеобеспечения. Каждый из них имеет свой устав, свою финансовую базу, собственную структуру и действует самостоятельно. Но все они объединены Федерацией с единой задачей.
- Что дает объединение в федерацию?
- Если каждый профсоюз ставит задачу увеличения оплаты труда и качество жизни, где ее надо решать? Конечно, в правительстве республики. Мы концентрируем проблему в одних руках и идем во власть вот таким «боевым клином». Это удобнее, нежели каждый будет бежать к главе Кабинета министров и просить за себя. Есть республиканская трехсторонняя комиссия, в которой мы все представлены: правительство, ассоциация работодателей и Федерация профсоюзов. Противоречий в самих профсоюзах нет. Наоборот, объединенность помогает нам действовать более активно.
Технический прогресс
- Руслан Байзетович, в последние годы слишком часто происходят производственные катастрофы с большим количеством человеческих жертв. И все, включая правительство РФ, говорят о том, что работодатели экономят не только на зарплате, но и на техническом перевооружении стареющего производства, переобучении кадров. Ваш опыт это подтверждает?
- Действительно, техническое состояние станков и оборудования, условия труда на предприятиях составляют массу проблем. На многих индустриальных предприятиях работают станки, произведенные в начале 19 века! По сути, профкомы первыми стали требовать соблюдения безопасности труда на предприятиях нового времени – рыночной экономики. У нас есть специальная служба охраны труда, специалисты, которые практически ежедневно проверяют условия производственных рабочих мест. Включая бюджетную сферу, где тоже есть зоны повышенной опасности. Право профсоюзов контролировать работодателя определено республиканским и федеральным законами об охране труда. Мы обязаны потребовать устранить причины, мешающие человеку нормально работать, не опасаясь за свое здоровье и жизнь.
- Профсоюзы есть везде, а турбина на Саяно-Шушенской ГЭС взорвалась, самолеты морально устарели, но летчики поднимают их в воздух с пассажирами на борту. Мы превратились в камикадзе?
- К сожалению, профсоюзы не могут материально воздействовать на работодателя – запретить использовать устаревшую технику, которую постоянно «подшаманивают» косметическими ремонтами. Мы не можем его наказать, но обнаружить недостатки и указать на них обязаны! Этим занимаются специальные комиссии по охране труда в структуре профкомов. Нашли опасный участок труда, не соответствующие требованиям коллективного договора и законодательства условия труда - они составляют специальный протокол, который ложится работодателю на стол. Если он не реагирует, мы имеем право обращаться в трудинспекцию, в любую вышестоящую инстанцию, которая может повлиять на работодателя. Мы также можем через тот же коллективный договор, который заключается между работниками и работодателем, попытаться заложить определенную сумму на техническую реконструкцию опасного участка. Затраты общитываются экономистами и бухгалтерами предприятия. Конечно, работодатель сложно идет на наши требования.
- Аттестацию рабочих мест проходит каждое предприятие или это мера для «галочки»?
- Профкомы требуют, чтобы каждое рабочее место было аттестовано. Оно должно отвечать условиям безопасности во всех отношениях. Саму аттестацию проводят специальные организации, которые имеют сертификат на такую деятельность. Это дорогая сегодня процедура – аттестация одного рабочего места стоит от 2 до 5 тыс. рублей, которые работодателю ну никак не хочется платить такие деньги. Но профсоюзы к этому их понуждают. Кстати, исполнительная власть республики относится к техническому состоянию предприятий очень внимательно.
Кто кого кормит?
- Получается, что работодатели настолько прижимисты, что им равно чужды культура производства, эстетика и технический прогресс?
- Вот то, что профсоюзы постоянно обращают внимание общества и власти на условия работы и жизни людей, а исполнительная власть стала контролировать работодателей в этом отношении, все-таки меняет ситуацию в лучшую сторону. Владелец предприятия начинает понимать: если он хочет удержаться на рынке, а конкуренция высока, необходимо менять технологию и оборудование. При этом старается экономить на зарплате, рабочей одежде, питании и т.д.
- Сегодня дизайнеры профессиональной одежды предлагают столько современных, сказала бы, модных комбинезонов для работы! А в Адыгее у нас есть предприятия, где работают в красивой униформе?
- Нет. К сожалению, по этой причине происходит очень много травм, а часто и гибели рабочих. Человек одет в домашний старый, как правило, свитер с растянутыми рукавами. Рукав попал в механизм, и за секунду руку затянуло в станок! Трагедия. За полгода 2011-го произошло 38 травм, в результате одной из них человек погиб на рабочем месте. Но это – не самый плохой год, ситуация значительно улучшилась сейчас. В среднем в республике бывает до 80 случаев производственного травматизма.