Примерное время чтения: 7 минут
2290

Под прицелом. Кавказский заповедник не спасает редких животных от гибели

Кавказский биосферный заповедник - один из самых уникальных и крупных горно-лесных заповедников Европы, старейший заповедник России. В мире таких зон единицы. Здесь заповедно всё: от почвы до воздуха.

Вход и даже пролёт над заповедником – только по спецразрешениям. Только из года в год популяции европейского зубра, кавказского оленя, медведя  и серны в заповеднике не растут. 

Турист или браконьер

Сегодня в заповеднике на территории Адыгеи популяция оленей составляет не больше 1340 особей, зубров осталось всего 650, 1100 серн. Их число за последние 5 лет почти не изменилось.

«Состояние копытных животных в регионе вызывает серьезные опасения. Растёт прямое преследование диких животных. Если раньше в заповеднике для подкормки животных использовали солончаки, то сегодня это делают браконьеры, которые таким образом выманивают оленя за границы заповедника и убивают», - рассказал старший научный сотрудник заповедника Сергей Трепет

Европейский зубр.Фото из архива Максима Богатырева

Недавно на совещании в Москве учёные пришли к выводу, что популяция зубров в Кавказском биосферном заповеднике, которая составляет всего 620 особей, слишком мала для расселения её по заповедникам страны.

«Не удивительно. Я несколько раз участвовал в подсчёте европейских зубров, медведя и благородного оленя. Сколько раз мы наблюдали, как в самом ядре заповедника медведь спокойно проходит мимо косуль, но, едва завидев человека, пугается и убегает. Это говорит о том, что животные знают, что такое ружьё. Откуда боязнь, если территории охраняются и животные человека бояться не должны? Ответ прост: однажды, ведя такие подсчёты, у хребта Аспидный я видел рог зубра и его череп, с дыркой от пули. О какой популяции в таком случае мы говорим? Как такое может происходить в самом сердце заповедной зоны, охраняемой ЮНЕСКО?»  - считает путешественник, покоритель семи вершин мира Максим Богатырёв. 

Стадо зубров. Фото из архива Максима Богатырева

По фотоматериалам Максима, у заповедной реки на территории Кавказского биосферного заповедника, куда и туриста-профессионала не всегда пускают, стоят удочки для ловли рыбы, занесённой в Красную книгу, и мангал, чтобы её пожарить. В том же сердце заповедника - горы бытового мусора, который разлагается десятки лет, что приводит к эрозии заповедных земель. Но это уже вопрос, скорее, к прокуратуре. 

Мусор на территории Кавказского биосферного заповедника. Фото из архива Максима Богатырева

На уровне доверия

Сохранение и увеличение популяций редких животных - не только проблема Кавказского заповедника. За два последних года из шести заповедных зон России только в национальном парке «Орловское полесье» выросла популяция зубров. 

Возможно и то, что животные даже в заповеднике инстинктивно должны бояться человека. Как отмечает бизнесмен Михаил Корнев, который недавно вернулся из путешествия по Латинской Америке, поведение животных в европейских заповедниках диаметрально противоположное.

«В боливийской пустыне Сальвадора Дали, в национальном заповеднике на плато Антиплано, гуси, утки, цапли, розовые фламинго, ламы, броненосцы, шиншиллы совершенно не боятся человека. Их можно фотографировать, стоя совсем близко, даже покормить. Этот высокий коэффициент доверия доказывает, что заповедных животных очень хорошо оберегают от истребления. Они на самом деле являются достоянием страны и не боятся человека, воспринимая его как «равного». Животных в Европе не отстреливают больше 50 лет», - рассказывает Михаил. 

А в России человек с ружьём остаётся опасным врагом для редких животных. В том числе, для тех, кто обитает в Кавказском биосферном заповеднике.  

Помимо браконьеров, животных может подстерегать еще одна опасность – туристы. Начальник отдела туризма Кавказского биосферного заповедника Алексей Митрофанов рассказал, что со следующего лета учёные заповедника запускают новые туристические маршруты. Одно из них – наблюдение за редкими заповедными животными Кавказа. 

Озеро в заповеднике. Фото из архива Максима Богатырева

Вмешательство человека в естественную среду обитания редких животных в Кавказском заповеднике становится все явственней.

«При низком уровне культуры туристов, жажде некоторых экстремалов «пострелять» на природе, наблюдение за фауной заповедника может превратиться в обычное браконьерство. А где гарантия, что туристическая группа не возьмет с собой оружие?» - говорит альпинист, инструктор по туризму Виктор Жарко. 

Серны в Кавказском биосферном заповеднике. Фото: wikipedia.org

Судьба зубров Кавказского заповедника тревожит даже московских учёных, которые посвятят этой проблеме отдельное совещание. Не хотелось бы, чтобы из-за браконьеров канул в Лету ещё один проект - возвращение снежного барса в дикую среду. Кавказский заповедник станет участником проекта. По словам историков и этнографов Адыгеи, в нартском эпосе есть подтверждение тому, что эти белые кошки столетиями обитали в высокогорьях Кавказа. Снежный барс встречался на территории Кавказского заповедника ещё в 50-е годы XX века. Сейчас его хотят вернуть на родину. Уже выбран участок для постройки вольера для барса - символа зимней Олимпиады в Сочи - между реками Малая Лаба и Уруштен. В удалённом от населённых пунктов и турмаршрутов месте, «на исторической родине», барсы будут проходить акклиматизацию. Если человек с ружьем не помешает. 

Кавказский природный биосферный заповедник
Самая большая по территории и старейшая особо охраняемая природная территория на Северном Кавказе. Расположена в пределах трёх субъектов Российской Федерации — Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики. Был учрежден в 1924 году как Кавказский зубровый заповедник.

В заповедной фауне насчитывается 89 видов млекопитающих, 248 — птиц, в том числе 112 гнездящихся, 15 видов пресмыкающихся, 9 — земноводных, 21 — рыб, более 100 видов моллюсков и около 10 тысяч видов насекомых.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах