Недавно в Кавказском биосферном заповеднике завершился подсчёт благородного оленя. По словам старшего научного сотрудника заповедника Сергея ТРЕПЕТА, сегодня в заповеднике на территории Адыгеи популяция оленей составляет не больше 1340 особей, зубров осталось 650, серн – 1100. Их численность за последние пять лет почти не изменилось.
Но график численности животных, занесённых в Красную книгу, который находится в музее–заповеднике Гузерипльского кордона, не обновлялся с 2004 года. Число зубров там заканчивается на цифре 250, серн – меньше тысячи. Кстати, в 90–е тех же зубров было не более 1500 (сейчас их число сократилось почти вдвое). Для чего взору туристов предоставляют устаревшие данные? Не потому ли, что сегодня особо хвастаться нечем? Так, вроде бы, прирост налицо? Как выяснилось, популяции охраняемых государством животных за два года не уменьшились, но и не возросли – а это не самый лучший знак. И, по словам очевидцев, охота на них не прекращается.
– Когда мы занимались переписью кавказских оленей, у хребта Аспидный я видел рог зубра и его череп, с дыркой от пули. А в самом сердце заповедника недалеко от реки, стоит удочка, рядом – коптильня. Прямо придорожный сервис, – возмущается мастер спорта по горному и спортивному туризму Максим БОГАТЫРЁВ.
Всё бы хорошо: места у нас красивые, туризм надо развивать, людей привлекать к активному отдыху. Если бы не два «но»: во–первых, дело происходит в самом сердце заповедной зоны, охраняемой ЮНЕСКО. Во–вторых, рыба–то в реке вся сплошь из Красной книги. Её не то что коптить и есть, её ловить строго запрещено.
– Растёт реальное преследование диких животных. Если раньше в заповеднике для подкормки животных использовали солончаки, то сегодня это делают браконьеры, которые таким образом выманивают оленя за границы заповедника, – говорит Сергей Трепет.
Кто виноват и почему в заповедниках Запада животные не боятся людей, едят с руки и к проезжающим машинам с туристами относятся с любопытством? Потому что эти животные не слышали выстрелов больше 50 лет. В России ситуация другая – охота и рыбалка в заповедных зонах процветает и поныне.
Человек у животных ассоциируется с опасностью. Поэтому даже к тем, кто занимается учётом и ружей с собой не носит, животные Кавказского заповедника относятся с опаской и ближе, чем на 20 метров не подходят.
Российское законодательство в отношении охраны животных юристы считают более совершенным, чем аналогичное на Западе. И только в России ужесточено наказание за браконьерство. Но в РФ этот закон соблюдается далеко не всеми.