В субботу, 17 августа в Тахтамукайском районе Адыгеи полицейские провели тотальную «зачистку» китайских парников. С 6 утра было задержано 78 человек, из которых большая часть – граждане Китая, несколько человек — жители Узбекистана.
Нас кормят нелегалы?
В рейде при поддержке омоновцев МВД по РА были задействованы личный состав полиции района, сотрудники миграционной службы и ФСБ республики. «Зачистка» в полях Натухай — небольшой аул в Тахтамукайском районе Адыгеи. Вокруг поля, засеянные подсолнечником, кукурузой, заросли кустарника, кое где лесные балки.
Группа полицейского «захвата» на легковых машинах без опознавательных знаков МВД по РА кружила по просёлочным дорогам довольно долго. Вдруг практически в кукурузном поле показался шатёр из плёнки — в сумраке рассвета ему не было конца, затем другой, третий...
- Каждый и таких плёночных парников около 100-150 метров в длину. Это как раз и есть китайское овощное производство, - говорят полицейские.
Омоновцы быстро рассредотачиваются вокруг длинного досчатого барака. Несколько человек заходят внутрь. Двери не заперты — это «столовая», из которой такая же, сбитая из неструганых досок, калитка ведёт в темноту.
– Это — полиция! Всем вставать, подъём! Проверка документов, – громко говорит старший группы ОМОНа, стуча кулаком по доскам двери. В бараке кто-то зажигает тусклую лампочку под потолком.
В полутьме какое-то шевеление за занавесками из простыней. Население этого временного жилья начинает шевелиться и кряхтеть. Люди одеваются медленно, молча, не задавая ни единого вопроса, не говоря друг с другом. Картина «спальни» ужасающая: дощатые нары — каждое отделение на два спальных места – расположены по обеим сторонам прохода. Те кто уже оделся, по одному и также без единого слова, выходят на улицу. Кто-то прихватил два блока сигарет, кто-то — «бич-пакеты» с лапшой и еду. Кое-кто успел собрать огромную дорожную сумку.
– С сумками — нелегалы, у которых есть решение суда на выдворение. Они знают, что обратно в барак уже не вернутся, - поясняют омоновцы.
Где-то за бесконечными рядами парников слышны выкрики полицейских — там ловят тех, кто удрал через окна, чтобы скрыться в полях. Задержанные под присмотром полицейского покорно возвращаются к бараку. На рассвете у стены сарая собирается группа из 25-30 иностранцев. Все — граждане Китая.
– В Россию они приезжают по туристическим визам, находят работу у своих же земляков-нанимателей и нелегально остаются на заработки. У большинства нет разрешения на пребывание в Адыгее. У некоторых из задержанных на руках имеются решения Северского суда Краснодарского края о выдворении. Покинуть Россию они должны в течение 70 суток, но тайком перебираются из края к нам в республику, стараясь скрыться от властей, – рассказал начальник Отдела МВД России по Тахтамукайскому району Руслан Мамий.
На второй «точке» – аналогичная картина. С той лишь разницей, что среди задержангных оказываются и граждане Узбекистана.
Бочкотара по-китайски
Миграция китайских овощеводов-нелегалов происходит постоянно: выдворят из одного региона, они уедут в такие же хозяйства - в другом. Адыгея и Краснодарский край их привлекают климатом, который позволяет собирать скороспелый урожай 2-3 раза в год.
– Все они — крестьяне из Северных провинций Китая. Многие — родственники, это — «семейные подряды». Сюда они едут не от хорошей жизни. Здесь можно заработать, чтобы прокормить семью, - рассказывает «переводчик» Алёша, которого полицейские зовут в помощники. По его словам, «Алёша» его зовут односельчане, он привык. Его китайское имя «на русский не переводится» – Тан.
Алёша приехал в Россию ещё в 50-е годы — покорял Целину. Больше 20 лет живёт в посёлке Яблоновском, в Адыгее, построил дом, создал семью, вырастил сына и дочь. Ему – 72 года, но ещё работает, хотя к парникам приходит только для «поддержки разговора», когда сотрудники полиции позвонят. Он не говорит «в Китае — голодно», а «там очень много людей».
– Слышал, что многие, у кого нет правильно оформленных документов, едут в Краснодарский край и Адыгею, как могут, - говорит переводчик. Многие водители грузовиков за деньги перевозят их в закупоренных бочках в кузове. В крытой тентом фуре, где много всякого товара, бочки с нелегалами ставят к кабине, остальное место занимает такая же пустая тара или с продуктами. Их перевозят через посты ГАИ, затем, в полях, поближе к парникам, выпускают.
В парниках нелегалов обнаружены огромные запасы неизвестных удобрений с иероглифами на мешках и даже красителей — для усиления цвета плодов, разнообразия сортности.
На территории Краснодарского края и Адыгеи китайские нелегалы выращивают в основном помидоры и огурцы с применением химикатов, которые способствуют росту овощей. Эта продукция в два раза дешевле местных крестьянских огурцов и помидоров и пользуется спросом у заезжих перекупщиков, фуры которых стоят неподалёку от парникового хозяйства.
Отследить движение этих овощей на торговые прилавки, по словам полицейских, практически невозможно — перекупщики перепродают их по несколько раз...