«Недавно увидел по телевизору сюжет о том, как подростки жестоко избили бомжа-инвалида и сняли это на видео. Без комментариев. О здоровье общества можно судить по нашему отношению к тем людям, чьи возможности ограничены. Если у подростка поднимается рука на человека в инвалидной коляске, значит мы деградируем», - считает студент Института физкультуры и дзюдо АГУ.
Рекордный рывок
Карина Кадиева, «АиФ-Адыгея»: - Недавно вы за сутки пробежали ультрамарафон на более чем 200 км. Хотели попасть в книгу рекордов Гиннесса?
Виталий Диденко: - Я уже полтора года занимаюсь бегом на супердлинные дистанции. Но мысли о мировых рекордах не было. Просто год назад я поставил перед собой цель - пробежать 200 километров за 24 часа. Тренировался целый год, по пять часов в день, утром и вечером. Перед стартом даже решил подать документы в агентство, которое составляет книгу рекордов России. Но оказывается, чтобы ставить рекорд, нужно собрать кипу документов.
Поставлю я рекорд или нет, я не знал, так что отступился от этой идеи и подавать документы не стал. Если честно, теперь немного жалею, ведь пробежал даже лучше, чем планировал, - за 24 часа - 200 километров 590 метров.
- Где проходил ультрамарафон?
- Основная часть марафона проходила в парке моей родной станицы Гиагинской. В этом году ко мне присоединился атлет-любитель Николай Кривошеев. Я круги и километры наматывал, а Николай меня сопровождал на велосипеде. Из Гиагинского района мы двинулись в Кошехабльский, оттуда - на территорию Краснодарского края - в Курганинск, затем вернулись обратно. Я начал бежать утром, бежал день и ночь, и завершился марафон только на следующее утро. В итоге я пробежал даже больше, чем запланировал. Но на достигнутом не остановлюсь. В следующем году все бумаги на рекорд соберу обязательно. Я всегда стремлюсь достигать своих целей, несмотря на чужое мнение или непонимание.
Я просто хотел попробовать свои силы.
Умение подняться
- Марафон этого года вы посвятили людям с ограниченными возможностями здоровья. Почему?
- Потому что восхищаюсь их стойкостью и силой духа. Все мы смотрим Олимпийские игры, болеем за наших. Но лично меня больше трогают Паралимпиады, где люди без рук и ног ставят мировые рекорды. Их медали дорогого стоят.
Всегда с уважением относился к тем, кто не стонет и не плачет, а находит себя в жизни, преодолевая все препятствия. Хотя именно эти люди имеют на стоны и слёзы больше всего прав, они пережили самую настоящую трагедию. Мне нравятся слова знаменитого американского тренера по футболу Винсента Ломбарди: «Не важно, сколько раз вы упали, важно, сколько раз вы сумели подняться».
- Вы уверены, что ваша победа облегчит непростую жизнь этих людей?
- Знаете, она может дать духовную силу. Ведь именно благодаря паралимпийцам я понял, что человеческие способности неограниченны, что человек, если захочет, может горы свернуть. Если мировые рекорды ставят люди с ограниченными возможностями здоровья, разве я не могу? Нужны только воля, сила духа и умение преодолеть себя. Именно это я и хотел продемонстрировать своим марафоном, поддержать морально людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Вы часто говорите о жизни, как о марафоне. Почему?
- Человеческая жизнь вообще очень похожа на марафон. Он тоже всегда непредсказуем. Ты не знаешь, что тебя ждёт и когда наступит предел возможностей. Поэтому у человека одна задача - добежать с минимальными потерями.
Кстати, иногда марафон - отличный антидепрессант. Когда просто бежишь по улице или по парку, наслаждаешься природой. Я часто специально устраиваю пробежки, чтобы ни о чём не думать. Бывает, столько всего навалится, что ты не можешь сосредоточиться. Нужна срочная перезагрузка. В таких случаях я просто иду на пробежку. Не знаю как другим, но лично мне помогает.
сила - в помощи.
- На ваш взгляд, нужна ли сегодня россиянам перезагрузка?
- Она просто необходима. Мы перестали радоваться жизни и погрязли в суете. С каждым годом растёт градус агрессии. Почему многие избегают общения с инвалидами? Почему у подростков поднимается рука на беззащитного человека в инвалидной коляске? Это полубессознательное стремление отгородиться от чужой беды, доказать свою силу.
Не помню, кто сказал, что агрессивная среда, отвергающая другого человека, становится идеологией.
Я не могу быть счастливым и не могу не прийти на помощь, если при мне обижают слабого. Здоровое общество - это не общество мускулистых ребят, это общество, где те же мускулистые ребята культивируют уважение, милосердие и доброту.