Какие животные могут изменить человека и что нужно для сохранения красот Кавказа? Могут ли люди быть полезны природе?
– Благодаря путешествиям, я полюбил Дагестан. И нет ничего общего с тем, что показывают по телевизору. Природа там, как декорации к фильму «Властелин колец. Семь лет туда езжу и никак не могу налюбоваться местными достопримечательностями, – говорит Сергей.
Путь в заповедник
Аргументы и Факты – Адыгея: – Как вы попали в науку?
С.Т.: – В профессию меня привела преподаватель ботаники Эмилия Айсовна Жемадукова. Мы как–то случайно встретились, уже после окончания университета и она рассказала мне о заповеднике. Но это не работа, это – образ жизни, который совместим с профессиональными интересами. Там всё очень тесно связано: наука, фотография, издательство книг, фотоальбомов, и даже хаски оказались в этом жизненном узле.
Аргументы и Факты – Адыгея: – А что в ней сложнее всего?
С.Т.: – Самое трудное – это сохранить ощущение нужности этой работы, хотя бы для себя. Вот это правда сложно. Скажем, любое серьёзное восхождение на вершину связано с физподготовкой. Важен и моральный настрой. Но всё зависит только от тебя. А здесь всё наоборот. Всю важность своей работы ты понимаешь, а вокруг – в стране, в городе, внутри собственной организации нет поддержки. Когда такие моменты наступают, ты понимаешь, что работать не хочется. Но это всё временно, всё проходит. Просто бывают сложные времена.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Что же может вдохновить в такие периоды? Ну и вообще – по жизни?
С.Т.: – Ещё в студенческие годы нас – студентов АГУ, отправили на практику на пастбище Абаго, рядом с Гузериплем. Там мы увидели уникальное зрелище. Три дня держался густой туман, а на четвёртый перед нами открылась панорама гор. Я до сих пор считаю, что она одна из лучших, виденных мною на Кавказе. Это было настоящим вдохновением. Многие, я думаю, после этого утвердились в желании работать по профессии. Для нас это был знак свыше.
Фотографии как иллюстрации
Аргументы и Факты – Адыгея: – Бывая в горах, вы стараетесь запечатлеть всю эту красоту. Наверняка с годами снимки стали другими?
С.Т.: – Раньше вся съёмка была хаотичной, спонтанной. К примеру, идём в горы по выбранному маршруту и фотографируем. Попалось что–то – хорошо, не попалось – ну и ничего страшного. А сейчас, планируя определённую книгу, я делаю кадроплан, который мне нужно снять. Если это книга «Озёра Кавказского биосферного заповедника» (кстати, мы уже готовы её издать), мы целый год посвятили съёмкам озёр. В планах съёмка «Животный мир Кавказского заповедника». У нас скоро юбилей – 90–летие со дня основания и мы готовим к нему ряд изданий. Одно из них – фотоальбом «Горная Адыгея», посвящён четырём рекреационным районам республики. Он будет полезен автотуристам, горно–пешеходным туристам, и вообще гостям региона. В нём нет никакой рекламы – только рассказы о природных достопримечательностях и возможностях отдыха.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Каким снимком вы гордитесь?
С.Т.: – Выделить какой–то один невозможно. Есть много тем, много мест, которые хочется снимать и возвращаться туда снова и снова. Для меня это – Тамань. Вроде бы ровная поверхность, но всё имеет такое множество оттенков зелёного, красного, синего, восхитительных полос виноградников. Всё там красиво. Как вечность. Без всяких столбов с проводами, без зданий. Вот как была Тамань ещё во времена Фанагории, такая она и сохранилась. Это очаровывает. Мне очень нравится Саракум – это бархан чуть севернее Махачкалы. Я недавно оттуда вернулся, и мы сделали книжку, в которой описали это удивительное место.
Хаски – не просто собаки
Аргументы и Факты – Адыгея: – Переформулирую вопрос – есть ли книга или фотоальбом, который вам наиболее близок?
С.Т.: – Да, это издание, посвящённое хаскам. Я его постоянно показываю. Правда, все говорят, что это книга о собаках, а я утверждаю, что это книга о любви. О любви, к животным, к свои детям, к природе, то есть о любви в целом, как о состоянии души. И всё это через собак показано, через хаски. И многие, полистав книгу, начинают чувствовать это. Мы издали её небольшим тиражом, правда, она более востребована во Франции, США, странах СНГ. В фотоальбоме собраны работы нескольких десятков фотографов со всей России. Около 5 тысяч фотографий мы получили. Это был настоящий коллективный труд.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Откуда такое особое отношение к хаскам?
С.Т.: – Они удивительные животные. И книгу решил сделать, чтобы все узнали о них. Собака – друг человека. Общеизвестная истина, а хаски – это ещё и пример. Когда у нас появились первые щенки, мы поняли, что этим собакам нужно соответствовать.
Существует очень много заблуждений, связанных с этой породой. И первое, конечно, продиктовано внешним видом. Если они не имеют голубых глаз, это не значит, что собака не породистая. У хаски цвет глаз может быть каким угодно. Они очень часто разноглазые, их называют «арлекинами», а бывают уникальные особи, у которых даже один глаз наполовину светлый, а на другую половину – тёмный. Но главная особенность этих животных в их выносливости. В горы со мной ходят не только близкие люди, но и хаски.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Вы часто бываете в экспедициях. Что запомнилось навсегда?
С.Т.: – В одном из первых зимних походах, то ли по неопытности, то ли от чрезмерной самонадеянности, вместо положенных 5–6 дней, нам пришлось идти почти две недели. Как раз в то время началась снегопады и все снегоступы, а раньше они были самодельные, сломались. Продукты закончились, и в домике в центре заповедника мы нашли мешок лука, бутылочку подсолнечного масла и соль. И несколько дней этим и питались.
Аргументы и Факты – Адыгея: – Есть люди, которые много лет живут в Адыгее, а в горах бывают редко. Что им посоветуете?
С.Т.: – Выбросить телевизор! Надо ездить, путешествовать, смотреть на то, как живут другие. Тогда мнение о людях, о местах, где они живут, будет не навязанным, а вашим личным. Нужно получать удовольствие от собственной жизни, а не наблюдать за чужой по ТВ.