«Запад к нам давно не ввозит свои соки и овощную продукцию. Просто ведущие мировые компании скупили наши производства. Деньги, на которые мы покупаем, казалось бы, наши шоколадные конфеты, печенье, молоко и соки, уходят в Америку», - рассказал директор ведущего предприятия Адыгеи по производству детского питания и плодовоовощных консервов Александр ДЕНИСОВ.
Эпоха кризиса
Карина Кадиева, АиФ–Адыгея: - Недавно вы вернулись со Всероссийской промышленной конференции. Какие бизнес-идеи нашли отклик во власти и что вы считаете приемлемым для Адыгеи?
Александр Денисов: - Я дважды был на таких больших форумах. Много умных и деятельных бизнесменов поднимают важные и наболевшие темы. Их поддерживать надо, и не только словом. Приятно, что власть начала интересоваться мнением производителей, прислушиваться к критике. Я всегда говорил, что когда в 2008 году в стране начался кризис, недоработали и служба внешней разведки, и дипмиссии. Почему они промолчали? Не видели, что на Западе происходило? Кризис - дело не одного дня. Мы от того кризиса до сих пор не оправились. Но многих он сильно отрезвил. В бизнесе, как и в любой другой сфере, важна национальная идея.
- По примеру Советского Союза?
- В СССР было много хорошего. Конкретный пример: в моей родной станице Темиргоевской развалился один из лучших колхозов Кубани «Заря». В этом колхозе работали небольшой консервный завод, птицефабрика, утиная ферма, рыбоферма, швейное производство, строительная организация, пять молочно-товарных ферм, овцеферма, пять свиноводческих ферм, несколько племенных. Одного из председателей уволили, когда колхоз в год заработал 1,4 млн рублей. Это советскими рублями! Посчитали, что это позорно мало. Агронома сняли с работы, когда он высадил подсолнечник не через девять лет, а на два года раньше. Берегли чернозём. Посмотрите, что сейчас происходит - на одних и тех же полях подсолнечник и кукуруза растёт из года в год. Мы выращиваем то, что можно легло убрать, скосить при минимуме затрат. К земле относимся как временщики, а не хозяева. Сегодня в Темиргоевской землёй владеют пять семей. Работает чуть больше 200 человек, при СССР в колхозе работало почти 2000 тысячи.
- Но ведь сады начали высаживать?
- Отлично, но высаживая их, давайте учиться у той же Германии. Немецкие фермеры яблоневые сады передали Польше (рентабельность не большая), у себя оставили только то, что приносит большую прибыль, и занялись разведением чёрной и красной смородины, шиповника, в котором больше витамина С, чем в привозном апельсине,... Прибыли с одного гектара больше, чем с гектара яблок. И проблема безработицы решена.
- Мы-то когда возрождаться начнём?
- Много лет назад этот вопрос я задал немцу-предпринимателю. Он подсчитал и ответил: через 13 лет Россия станет другой страной. Но с условием, что будет принято политическое решение. Приятно, конечно, когда друг из Санкт-Петербурга звонит и с удивлением рассказывает, что в аэропорту в автомате купил сок нашей компании. Но не всё в бизнесе гладко: рост заработной платы опережает производительность труда. Там, где должно работать 2-3 человека, работают 5-7. У нас на производство уходит больше труда и энергозатрат, чем на Западе. Не надо менять налоговый кодекс - начнутся недопонимания налоговиков и бизнеса. А вот каникулы развивающимся предприятиям несырьевого экспорта дать надо.
В западной упаковке
- Санкции по вам очень ударили?
- Ещё как - сейчас наш экспорт - менее 1%. Подорожали кредиты. Но это полбеды - с кредитами мы осторожничаем. Западные фирмы не собираются конкурировать с нами в производстве пищевых продуктов. Они просто купили наши фирмы. К тому же вся упаковка российских соков, молочной продукции и детского питания России импортная. Запад правильно захватил наш рынок упаковки. А это более весомый доход, чем от производства продуктов. В упаковке Тетра Пак семь слоёв картона. К примеру, нам говорят, что одного слоя в России не производят - его можно привезти только из-за рубежа в четыре раза дороже. Приходится платить. Вся прибыль остаётся там.
Недавно депутат Госдумы РФ обратился с требованием запретить ввоз импортной продукции из-за границы. Это ровным счётом ничего не даст, потому что пищевой мир разделился между двумя крупнейшими американскими компаниями, которые взяли «под крыло» ведущих российских производителей. Деньги за шоколад, напитки, йогурты, молоко уплывают в Америку. Нам надо делать то же самое — расширять, возвращать свои рынки производства и сбыта.
- Вы тесно сотрудничаете с итальянцами. Чему научились?
- Умению организовать производство. Италия - первая по производству и переработке овощей и фруктов. Они тоже переживают кризис. Но нас, как покупателей оборудования, производимого в Парме, на выставке оборудования встречал лично мэр города, оплатив нам счёт за проживание в гостинице. Ещё пример: на итальянском производстве я был свидетелем такой сцены: в пятницу налоговая проверка. Цепляются, как и у нас, ко всему. Но на следующий день, в субботу, несмотря на выходной, вдруг сворачивают работу. Оказалось, в пятницу вечером по ТВ выступил Берлускони и потребовал: в тех компаниях, у которых есть хоть один процент роста, никаких проверок не проводить. Почему бы нам тоже не начать поддерживать своих производителей, начав с простого?
- Сейчас много говорят о том, что Россия может заместить импорт западных товаров. Получается?
- Замещаем. К тому же наши соки и детское питание не хуже западных. Сейчас ведём переговоры о поставках нашей продукции в Китай.
Есть продукты, о которых говорят: там, где родился, там и сгодился. Я предложил итальянцам на пробу квашеную капусту и брынзу. Не понравилось. А какой стол у нас обходится без этих продуктов? То же с яблоками. Одно дерево у нас и в Италии даёт разные плоды. Другой вопрос, что яблоки, картофель и лук Россия закупает за границей. Свои сады куда делись? В большинстве случаев из-за санкций сменили страну-поставщика (вместо Запада - Египет, Турция) и цены. Мы предпочитаем россиян: работали с Кубанью, сейчас поставщиком яблок стал Крым. Думаю, санкции против России нужно ужесточить ещё больше, чтобы встряхнуть своего производителя. Чтобы не только своё сырьё и производство продуктов, но и своя упаковка была. Может, ужесточение, наконец, разбудит наш бизнес и чиновников?