«Проблемы у крымских татар есть. Но они не должны становиться разменной монетой в борьбе политиков. Это хорошо понимают простые люди, с которыми я встречался в Крыму. Им нужен мир, нужен диалог с Россией», - рассказал председатель татарского культурно-просветительского центра Адыгеи «Дуслык».
Тяжёлое наследие
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Вы недавно вернулись из Крыма, где отмечали 2-ю годовщину воссоединения полуострова с Россией. Каков настрой крымчан?
Алям Ильясов: - Наша делегация поехала в Крым, чтобы наладить диалог с коренным населением, заключить соглашение о сотрудничестве, как это делают все народы России.
День воссоединения Крыма с Россией совпал с Наурузом, который всегда отмечают крымские татары. Поэтому у нас была возможность встретиться с простыми людьми в мечети, в культурно-этнографическом центре крымских татар «Коккоз» в Бахчисарайском районе. Мы беседовали с советником полпреда президента в Крымском федеральном округе Эскендером Биляловым, с муфтием Крыма - шейхом Эмиром Али Аблаевым. Оба подчеркнули, что крымским татарам в Российской Федерации более комфортно.
Давайте вспомним факты недавней истории. После распада СССР крымско-татарское национальное движение сводилось к четырём основным проблемам: правовая реабилитация, земельное обеспечение, языковой статус и государственное положение. Почти четверть века пребывания Крыма в составе Украины не привело к решению многочисленных проблем крымско-татарского народа. Украинские власти при поддержке Запада использовали эти проблемы лишь в качестве инструмента для собственных политических игр.
Да, с присоединением Крыма Россия унаследовала комплекс проблем, связанных с коренным населением полуострова - крымскими татарами. Но Москва делает гораздо больше для нашего народа-побратима, чем Киев. Именно Владимир Путин принял указ о реабилитации, и в России действует закон о репрессированных народах, который даёт очень много возможностей для крымско-татарского народа.
К тому же в России накоплен серьёзный опыт реабилитации народов Юга России - карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, калмыков. Он может быть использован при интеграции крымских татар в российское общество.
Основой для их полноценной адаптации должны стать деловые связи, уже созданные представителями этого народа на полуострове, примером - развивающийся Татарстан, жизнь татар в Адыгее.
С чужого голоса
- Однако в преддверии праздника депутат Верховной Рады Украины Рефат Чубаров сказал, что Россия оккупировала Крым и скоро покинет его под давлением войск незалежной. Что думают крымские татары по этому поводу?
- Это его личное мнение. Что стоит свобода слова, если от имени всего народа говорится заведомая ложь? Крымские татары выступают против Чубарова и Джемилёва. Более того, общественная организация «Къырым» запретила им выступать от имени крымских татар. Их не без основания считают в Крыму «пятой колонной». Сотрудничество с экстремистскими группами лишило их права выступать от имени народа. Эти люди стремятся поссорить народы Крыма с Россией.
Будем реалистами, Россия всегда учитывала особенности малых народов, населяющих Федерацию. Мы не сбрасываем со счетов тот факт, что крымские татары - самая крупная религиозная община полуострова: в Крыму проживает 500 тыс. татар, исповедующих ислам. С этим нельзя не считаться.
Диалог с крымскими татарами возможен только при условии реалистичной позиции со стороны крымско-татарского национального движения.
От любви
- Где граница между любовью к своему народу и национализмом?
- Её очень просто определить. Когда ты думаешь о счастье своего народа, делаешь всё для возрождения его культурных ценностей, языка, истории, традиций, это я называю любовью к малой родине, к своему народу. Но как только звучат слова об исключительности, избранности одного народа перед другими, о том, что вокруг неверные, это и есть зачатки национализма. Я убеждён, что именно национализм для Российской Федерации наиболее опасен, потому что неизбежно приводит к разрушению.
- Сегодня в России участились случаи проявления экстремизма. Какова, на ваш взгляд, их причина?
В бездуховности современного общества. Что такое экстремизм? Это приверженность крайним взглядам и методам. Конечно, легко быть максималистом, раскрасить мир в чёрно-белые цвета. Но ведь он более многогранен. Нужны не войны, а диалог. Повторюсь: мы живём в Федерации, и национализм и экстремизм для неё представляют реальную угрозу. Поэтому сегодня надо думать о диалоге культур, наций и территорий.