Майкоп, 22 ноября - АиФ-Адыгея. Сегодня по самым скромным подсчётам в 50 странах мира проживает около 10 млн. адыгов. Причём, в России проживают около 800 тыс. человек, остальные - за рубежами страны.
«Человек мира»
Самая большая диаспора - в Турции. В более, чем в 800 черкесских населённых пунктах, живёт 7,5 миллионов адыгов. Есть диаспоры в Израиле, на территории бывшей Османской империи, к которой относятся Сирия, Иордания, Ливан, в странах Северной Африки.
Однако, по мнению профессора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Наума Берковича, сегодня существует опасность формирования некоего безэтничного человека, так называемого «человека мира».
Речь идёт о человеке, лишенном национальных корней. Сегодня эта тенденция ведёт к ослаблению этнического сознания, к потере этничности, особенно если 30% населения является генетически смешанным. Тогда эта тенденция усиливается. Но, несмотря на глобализацию культуры, усиливается интерес к своим корням, к изучению своей родословной. Поэтому этнос остаётся реальностью, которой рано петь реквием.
- В этом вопросе важна грамотная национальная политика государства. Именно такой, грамотной, взвешенной, можно назвать политику Израиля по отношению к адыгской диаспоре. С самого начала образования государства Израиль в 1948 г. адыги, проживающие там, встали на защиту интересов Израиля. Первые 2-3 года отношение к ним было отрицательное. Но прошло немного времени, и евреи поняли, что адыги - это сплочённая группа людей. С 1951 г. отношение к черкесам резко поменялось: их стали принимать на службу в полицию, на воинскую службу. И адыги стали верой и правдой служить своему государству и быстро добились успехов.
- Сегодня черкесы влияют на политическую ситуацию в стране, - рассказал депутат Госсовета-Хасэ Адыгеи Мугдин Чермит.
Один из израильтян-гидов по Иерусалиму рассказал ему, что адыги - очень закрытая диаспора, со своей верой, традициями. Однако они верны Израилю, среди них много известных и уважаемых в стране людей - полковников и даже генералов израильской армии. Поэтому их ценят.
Сегодня в Израиле в двух поселениях компактно проживает около 5 тыс. адыгов.
- Детские сады Израиля я в пример нашим поставил. Там разговаривают только на родном языке, в обязательном порядке его изучают. Для поддержки этноса в Израиле создаются ансамбли адыгских народных песен и танцев, спортивные кружки. Дети из черкесских семей сызмальства свободно владеют родным языком, письменной черкесской речью по нашим учебникам. Власти села Рихания района Миром А Галиль и района Табария помогают адыгам собирать материалы для этнографических музеев, приглашают педагогов для обучения родному языку, заботятся о литературе, учебниках для изучения адыгейского. Еврейское государство сегодня делает всё возможное для сохранения и самоидентификации черкесского народа, - говорит Чермит.
Хотя ассимиляция начинает затрагивать и их. Тем более, когда государственный язык и культура другие.
Спасённые черкесами
Та же ситуация в Иордании, где живёт около 80 тыс.черкесов. Прадед короля Иордании был спасён и возведён на трон черкесами. И сегодня черкесские войска являются личной охраной короля, с начала XX века и до сих пор у черкесов есть квота - три места в парламенте Иордании. Именем сестры бывшего короля Иордании был назван национально-культурный центр «Клуб родственников» с футбольной, волейбольной, баскетбольной командами. 90 лет исполнилось черкесскому благотворительному обществу Иордании. При нём работает школа, где черкесские дети изучают адыгейский язык, есть детский сад. Пополняется этнографический музей общины, имеется обширная библиотека, создан ресторан национальной кухни, работает спортивно-культурный клуб «Аль-Ахли».
Но влияние современного мира коснулось и диаспоры Иордании. Сегодня в Иордании проживает около 6 млн человек. Сохраниться 80 тысячам и не «раствориться» среди этих миллионов невозможно. 95% черкесских детей не говорят на родном языке. Если раньше черкесы жили компактно, в семи крупных поселениях Иордании, то сегодня большинство адыгов переселилось в Аман или пригород - г.Зарка, практически растворившись в чужой культуре.
Если сохраняется культура, изучается родной язык, то, в основном, усилиями самих адыгов. Как таковой, государственной программы по сохранению народности нет. По мнению специалистов, через 25-30 лет в Иордании останутся единицы, говорящие по-адыгски.
- Я был в Иордании на свадьбе по приглашению друзей. Соблюдены все адыгские традиции, танцуют безукоризненно. Но люди до 40 лет практически не говорят по-адыгски, - подчеркнул Мугдин Чермит.
Без экспансии
Однако не всегда государство идёт навстречу народу, у которого пробуждается чувство самосознания. Яркий тому пример - Турция. Выступая на V съезде Федерации Адыгэ Хасэ, который состоялся в декабре прошлого года в Анкаре, его бывший президент Джихан Джандемир подвёл неутешительные итоги:
- Ассимилируясь, адыги забывают свой родной язык. Умирая за эту землю, мы не знали турецкого языка. Теперь мы не знаем наш собственный язык. В течение шести долгих лет усилий по преодолению препятствий, в Адыгэ Хасэ так и не открыты языковые курсы. Несмотря на поддержку президента, Управления университетами и усилия Совета ректоров, в Самсуне и Кайсери создание отделений адыгского и абхазского языков, факультетов языка и литературы было отклонено. Мы не кричащая нация. Но подобное для нашей культуры неприемлемо. Тем не менее, в этом случае нас не слышат, и кричать приходится.
Эти слова были произнесены Джиханом Джандемиром перед уходом с поста председателя Адыгэ Хасэ Турции. До сих пор в Турции, где проживает самая большая по численности адыгская диаспора, нет положения о возможности давать детям черкесов национальные имена, не удовлетворено требование о возвращении черкесским аулам старых названий. А уроки адыгского языка и создания теле- и радиовещания на территории Турции - неосуществимые мечты. Таковы печальные факты, с которыми даже радикально настроенные националисты не поспорят.
А что же делается для сохранения идентификации адыгского этноса на исторической родине? В отличие от Турции, в России адыгский этнос находит поддержку на государственном уровне. В Адыгее, благодаря государственной программе, обучение адыгейскому языку и литературе в школах является обязательным, в республике выделяются квоты для обучения в вузах студентов-соотечественников из-за рубежа, ежегодно проводятся фестивали, направленные на сохранение адыгской культуры, обычаев и традиций, полным ходом идёт продвижение национального бренда «Адыгейский сыр», этнопрограммы «Черкесский дом».
Много десятилетий существует республиканская газета «Адыгэ макъ», издаются детские журналы и литература на адыгейском языке, уже не говоря о национальном теле- и радиовещании. А в репертуаре Национального театра РА им. И.Цея большинство пьес ставится на родном языке адыгов, который считается государственным языком республики.
- Приезжая на гастроли в Турцию, мы видим огромное желание адыгской диаспоры научиться родному языку, узнать больше об истории своего народа. Поэтому наш театр выступает как хранитель не только культурных ценностей адыгов, но и играет огромную просветительскую роль. Особенно для адыгской диаспоры мира, - уверена директор Национального театра Адыгеи, заслуженная артистка России Мелеачет Зехова.
По мнению Мугдина Чермита, сегодня, говоря с высоких трибун об общегосударственных задачах, не стоит забывать об этносах, которые эти задачи осуществляют. Говоря об этнической безопасности сегодня, мы говорим о безопасности государственной. И вопрос жизни этносов в России - это вопрос жизни государства.