«Когда 25 лет назад демократия накрыла с головой народы постсоветского пространства, у нас включился генетический иммунитет, память. Люди начали искать свои истоки, зарываться в древние летописи. Но генетическая память включилась потому, что с начала 90-х мы все чуть не утратили себя как нацию», - считает писатель и краевед Андрей ОСТАШКО.
Кодекс рыцарей
Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Что заставило экскурсовода по Крыму обратиться к культуре адыгов?
Андрей Осташко: - Кавказ меня интересовал всегда. Адыги ещё со времён Киевской Руси играли важную роль не только на Кавказе. Культура, алгоритм нравственности - адыгэ хабзэ не канули в Лету. Благодаря им народ сохранился и сохраняется. Адыги, может, одна из немногих национальностей России, кто сохранил свой кодекс чести. По этим законам многие живут и сегодня. Особенность адыгэ хабзэ в том, что он применим не только к жителям Северного Кавказа. Этика и психология нации - это гаранты безопасности государства.
- Сегодня, когда сплошь и рядом переписывают историю, обращение к истокам многие считают популизмом.
- Почему сегодня народы пересматривают свою историю? Любая молодая нация ищет фундамент для своего становления, самосознания, своё право на существование и современную историю в прошлом. Когда при Петре I в стране начались глобальные реформы, проявился термин «росы». До петровской эпохи о «росах» не упоминалось ни в одном историческом документе.
Почему украинцы вдруг стали потомками «великих укров»? Сегодняшней Украине нужно великое прошлое. И тут, не без помощи Запада, всплывает теория «великих укров», притянутая за уши от начала до конца. Племена укров проживали в Германии, между реками Эльба и Одер. Но ни один серьёзный учёный не будет говорить об общности укров и современных украинцев.
Застолье как наука
- Вы стали одним из организаторов в Крыму этнического шоу «Черкесское застолье». Много ли народу приезжает?
- Однажды я узнал о том, что черкесы жили в Крыму около 400 лет. Это и легло в основу проекта. Народу на «Черкесское застолье» всегда собиралось много. Людей везли по местам, где жили черкесы, затем их встречали черкесским застольем. Людям нужна экзотика. У адыгов она есть.
- Где же тогда тысячи туристов, спешащих в Адыгею?
- Судить не берусь, но считаю, что стоит задуматься над концепцией развития этнотуризма. Экстрим на воде и в горах - всё же удел молодых. Почему люди едут в Таиланд? Кататься на слонах. Почему в Египет? Увидеть пирамиды, прокатиться на верблюдах, попробовать кальян и кофе. Зачем едут на Галапагосы?
Покормить черепах. Будущее туризма - за экзотикой. В мире масса мест непередаваемой красоты, но бывают там единицы. Люди едут знакомиться с культурой конкретного народа. А уж черкесам есть что показать. В олимпийском Сочи «Черкесское застолье» увидели полтора миллиона гостей.
Кстати, о черкесах никто в Крыму не знал. Месяц мы знакомили крымчан с культурой адыгов, и не скучными лекциями, а танцами, этикетом и кухней.
- Опишите российского туриста.
- Он разный. Если едет к морю, то полежать под солнышком на пляже. Если едет в горы, то за экстримом, а может и просто куда угодно, лишь бы выпить водки. Но в любом случае, россияне любят экскурсии ещё с советских времён. Жаль только, что в этнотуризме мы эксплуатируем то, что было создано в СССР, и ничего не создаём сами, кроме развлекухи типа катания на квадрациклах.
Хорошо, когда есть что эксплуатировать, как в Крыму. Многие спрашивают, а что в Адыгее эксплуатировать, кроме гор, дольменов и водопадов? Отвечаю - культурное достояние. Покажите жемчужины Адыгеи, заинтересуйте - и люди сюда поедут. Чем славится республика? Адыгейским сыром и адыгейской солью? Так надо туристов вести на этническую сыроварню, чтобы показать, как готовят сыр и соль, продегустировать и сделать всё, чтобы турист этот продукт купил, увёз и в следующий раз привёз друзей и родных.
- В теории всё выглядит просто, а вот на практике - не всегда получается.
- Как профессиональный гид, скажу, что люди почти перестали читать, многие очень редко смотрят телевизор. И когда 20 туристов садятся к тебе в автобус, они на весь день твои. Они будут слушать всё, что ты им расскажешь, и увидят всё, что покажешь.
Нужно себя рекламировать, ведь туризм - это такой же бизнес, как и любой другой. Однажды в Кабарде я нашёл уникальный карманный путеводитель по Адыгее. Это высокопрофессиональная работа - печатали где-то в Эстонии, с краткими текстами. Таких путеводителей нужно сделать в сто раз больше и продавать на каждом углу. То же с дисками «Нальмэса и «Исламея», которые должны быть везде.
Мы с моим другом Адамом Ашиновым разработали трёхдневный тур «Семь чудес Адыгеи». Хотим крымчанам, которые никогда не были на Кавказе, показать ваши реки, горы, дольмены, термальные источники, монастыри и мечети. Но главная часть адыгской культуры и первая её жемчужина, уж пусть меня не обвиняют в отсутствии нравственности, это застолье, на котором решались вопросы войны и мира, судьбы, решалось будущее.
Или ещё одна идея под условным названием «В гости к абрекам»: вы не представляете, как туристы любят постановочные действа. Чтобы куда-то ехать, туриста нужно увлечь.