С детства он помнил рассказы деда о своей настоящей - далёкой Адыгее и ауле Шхах, откуда пошёл их род. Детскую мечту вернуться на историческую родину замдекана факультета иностранных языков Адыгейского госуниверситета Хасан Шеожев осуществил в 1998 году.
- У нас была традиция - ночью мы просили деда рассказать о нашей земле. Я представлял Адыгею удивительной, почти сказочной землёй. Детская мечта вернуться на историческую родину сбылась в 1998 году. Но действительность не всегда совпадает с мечтой, - рассказал Хасан
Партийный шок
- Хасан, на какие жертвы пошли ради своей мечты?
- Чтобы переехать в Адыгею, продал в Дамаске дом, уволился из крупной компании по продаже оргтехники. Уволилась и жена, отличный агроном. Но это всё «цветочки» по сравнению с теми трудностями, которые ожидали нас здесь.
Когда коренные адыги узнавали мою историю, спрашивали: «Хасан, ты в своём уме? Ради чего всё бросил?». Если честно, такие слова удивляли и обижали. Везде трудно. Хорошо там, где нас нет.
На мой взгляд, адыги-репатрианты всегда будут немного чуждыми для Адыгеи - менталитет не тот. К примеру, я преподаю английский на языке оригинала. Что может быть лучше? Практика не сходя с места! Но тут же слышу: «А почему ты не отмечаешь наши религиозные праздники?».Но я все равно по крови остаюсь адыгом.
- Многие в Адыгее удивляются тому, что вы коммунист...
- Ещё как удивляются! Считают, что я сошёл с ума! Больше скажу - почему-то здесь считается, что если ты адыг, значит, обязательно мусульманин! Откуда такая узость мышления? Любовь к родине не измеряется партийной принадлежностью или религией. Она измеряется делами.
Например, я убеждённый атеист! В партию вступил в одиннадцатом классе школы - товарищи посчитали меня достойным. В Дамаске я каждый день начинал с того, что перечитывал том из собрания сочинений Ленина. За коммунистические убеждения меня выслали из Сирии. Но скажу вам честно: многое в России вызвало у меня шок. И компартия тоже. Не мне, конечно, судить, но сирийские коммунисты ближе по духу ленинским заветам. Поэтому в российскую компартию не вступил.
За что боролись?
- Ваше отношение к революции в Сирии?
- Кто создал президента и режим в Сирии? Кто его содержал? Советский Союз! Но за долгие годы режим изжил себя. Чтобы построить новое государство, нужна была революция. Но не такая, которая произошла в Египте. Там новое правительство приняло закон. Нет, не о стабилизации экономики, оно ввело запрет на фильмы, в которых, якобы, показана сексуальная распущенность. Что, больше проблем нет?
- У вас в Сирии остались родственники. Посоветуете им приехать в Адыгею?
- Дядя и некоторые мои друзья переехали давно. Месяц назад от холода в доме простудилась и умерла мама. Можно сказать, её эта революция убила. Отец один остался. Я заберу его к себе. Но я сюда приехал за мечтой, а он, как и многие другие, приедет от горя. И не факт, что его ждёт светлое будущее. В многонациональной России я столкнулся с проблемой национализма. В Краснодаре, куда я приехал на научную конференцию по толерантности, в течение получаса у меня семь раз проверили документы.
- И как снимаете стресс?
- Семь лет увлекаюсь айкидо. Четыре раза в неделю хожу на тренировки. Это тоже философия, искусство, религия. Идеи айкидо очень напоминают коммунизм. Поиск гармонии в отношениях с окружающим миром. Лично мне айкидо заменило коммунизм, подарило душевный покой. Я нашёл гармонию с миром, отдушину - здесь не нужно языка, всё понятно с полуслова.
Мир арабской вязи
- Вы известный арабист, но при этом придерживаетесь атеизма.
- Арабская культура - это история великих поэтов, художников, музыкантов, прославлявших женщину, вино, красоту природы, поднимающихся к вершинам философии и математики. Это уникальная каллиграфия - шесть типов вязи. И эти тысячелетия кропотливого труда человека, высочайший уровень языка, письменности, интеллекта пытаются свести к религии, которая появилась на планете много позже. Зачем так обеднять само понятие «арабистика»? На семинаре, посвящённом толерантному отношению между разными культурами, я показал красоту и спокойствие арабского мира через арт-проект. Коллеги мне сказали: «Ты, наверное, прилежный мусульманин!». Я ответил: «Нет. Я прилежный исследователь красоты арабского мира».
- Ваше отношение к тому, что молодые девушки стали носить хиджаб?
- Удивляет. Большинство из этих девушек не говорит и не пишет на арабском, не знает сур Корана в оригинале, стихов арабского мира. Но при этом надевают хиджабы и не понимают: ислам - это не только хиджаб. Говорят: «Мы храним свою культуру». Какую «свою» культуру? Зачем адыгейки носят одежду женщин Среднего Востока? Я считаю, университет - место для наук, а не для хиджаба.
ДОСЬЕ
Хасан Шеожев родился в сирийском городе Алеппо в 1963 году. Окончил Дамасский университет. После высылки с родины в 1998 году приехал в Адыгею. С 1999 г. - преподаватель прикладной математики АГУ, затем - доцент кафедры арабского языка. Увлекается айкидо.
КОММЕНТАРИЙ
Светлана Тешева, журналист, специалист по связям с адыгской диаспорой, автор фильмов по черкесской тематике:
- С 1998 года День репатрианта в Адыгее является государственным праздником. Но насколько в непростое экономическое время Адыгее нужны репатрианты?
Сохранение этнической самобытности черкесского народа без государственной поддержки невозможно. Желание сохранить себя как единый народ осуществимо только на исторической родине.
Здесь на уровне правительства пропагандируется изучение языка, письменности, культуры адыгов. В этом случае переселение на родину предков необходимо.
Чтобы не раствориться в мире, адыгам надо объединяться. Однако по ряду причин, в том числе экономических, немногие сегодня решаются вернуться на историческую родину.