aif.ru counter
28.01.2016 19:03
Карина Кадиева
178

Аслан Нехай: «Табу должны быть в любом государстве»

«АиФ-Адыгея» №3 20/01/2016
Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Беда нашего времени в том, что в обществе исчезают табу, размываются границы между добром и злом. Общество живёт не только писаными законами, но и неписаными правилами, кодексом чести, который определяет отношение к женщинам, старикам, детям, семье, родине. Римская империя распалась не из-за войн, а из-за отсутствия морали», - считает народный артист РФ, худрук ансамбля «исламей».

Форма правления - диктат

Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - «Исламею» в этом году исполняется 25 лет. Для человека это расцвет, а для коллектива?

Аслан Нехай: - Напряжённая работа. Нам почивать на лаврах некогда, да и не с руки. Музыканты не могут расслабляться - надо постоянно держать себя в тонусе. Поэтому у нас в коллективе только одна «форма правления» - диктат, одно требование - труд, один критерий - талант, которые рождают знаменитое многоголосье «Исламея». Поэтому в юбилейный год мы решили объехать все населённые пункты муниципалитетов республики, ровесниками которой являемся, чтобы ещё раз жители всей Адыгеи услышали современную адыгейскую музыку, которую мы пропагандируем на всех параллелях земного шара.

Ансамбль «Исламей».
Ансамбль «Исламей». Фото Надежды Гусевой.

«Исламей» - единственный коллектив, который принимал участие в двух Олимпиадах: на летних Играх в Лондоне мы дали серию концертов в Кенсингтонских садах, на Паралимпиаде в Сочи вместе с хором им. Пятницкого записали для открытия гимн России и народную песню «Россия, матушка моя», которая с тех пор прочно вошла в репертуар ансамбля.

- Республика готовится широко отметить ваш юбилей. Чего ждёте от него: наград или гастролей?

- Все возможные награды у коллектива и у меня есть. По большому счёту, не в наградах дело. Хочется, чтобы нашего зрителя прекращали пичкать некачественной попсой - человеку нужна не только развлекательная, лёгкая музыка, но и та, которая заставляет задуматься. Поэтому я хочу, чтобы в юбилейный год музыку «Исламея» услышало как можно больше людей. Мы дадим концерты не только в Адыгее, но и в Черкесске, Нальчике, Краснодаре и в концертном зале им. Чайковского в Москве.

Фото: АиФ/ Фото Надежды Гусевой

Очередью по канонам

- Вы считаете, что музыка может спасти человека?

- Я согласен с Достоевским, сказавшим, что красота спасёт мир. Дело в том, что не все сегодня понимают, что можно назвать поистине прекрасным. Но это точно не три аккорда. Я согласен с тем, что наша беда в засилии дилетантов не только в музыке, но и во всех областях. Не могу понять человека, который выходит на сцену, не умея читать ноты с листа, но при этом его рекламируют как звезду эстрады. Удивляют меня мысли федеральных чиновников о том, что стоит повысить зарплату врачам и медсёстрам, якобы  они тогда перестанут грубить и калечить. Не перестанут!  Конечно, вопрос выбора между высоким заработком и делом по душе волновал людей всегда. Но если работа вызывает негатив и раздражение, её надо менять, а не требовать увеличения заработка.

- Вы говорите о том, что культура меняет человека. А как же те, кто взорвал Триумфальную арку в Пальмире?

- Взорвали те, кто ни во что не ставит человеческую жизнь. Что для них памятники архитектуры? Триумфальную арку в Пальмире взрывали те, кого нельзя назвать людьми, для кого вседозволенность и животные инстинкты стоят на первом месте. Будь на месте арки Эрмитаж или Лувр, пирамиды Долины Царей или парк Гуэль, они бы сделали то же самое, не задумываясь. Этим людям в семье не объяснили разницу между добром и злом, не привили чувства гордости за свою родину. У терроризма нет ни родины, ни привязанности, ни религии, ни государства. О таких людях хорошо сказал Чингиз Айтматов в легенде о манкуртах - бездушных рабских созданиях, лишённых памяти. Не думал я, что страшная легенда станет реальностью.

АиФ/ Фото Алексея Гусева

Демократия с запретами

- Вы выступаете за табу. Что же это за демократия с запретами?

- А что это за страны с двойными стандартами? Табу должны быть в любом государстве, иначе оно обречено на вымирание. Нельзя уничтожать памятники архитектуры, нельзя читать чужие письма, нельзя неуважительно относиться к женщинам, нельзя не защищать стариков и детей. Мужчина - защитник, кормилец и глава семьи, женщина - хранительница очага, мать. Об этом говорят все эпические сказания народов мира, но об этом забывают потомки, становясь «родителями №1 и №2».

Как во Франции могли разрешить выпуск карикатур на пророка Мухаммеда и шаржи на святыни христианства? Как могла религиозная Европа позволить однополые браки, говоря при этом о свободе выбора? Это не двойные стандарты? Это не свобода, это самоуничтожение. Мир ничему не научился из своей истории. Ведь Древняя Греция и Римская империя распались не из-за многочисленных войн, а из-за отсутствия морали.

Сегодня беда нашего времени в том, что в обществе исчезают табу. Пора понять, что общество живёт не только писаными законами, но и неписаными правилами, кодексом чести, который определяет отношение к женщинам, старикам, детям, семье, родине. Переоценка в этом вопросе чревата. 

Аслан Нехай
Родился в 1943г. в а. Джиджихабль. Окончил Краснодарский институт культуры и композиторский факультет Тбилисской консерватории. Автор первой национальной оперы, ряда крупных симфонических и вокальных произведений. Член Союза композиторов России. Считает, что нельзя выпячивать свои заслуги и хвалиться своими способностями.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество