Путешествие в горы Адыгеи для учеников средней школы №42 г. Краснодара чуть не закончилось трагедией.
В районе Фишта 12-летний Никита Корягин ушёл за дровами и не вернулся. Мальчика спасатели нашли только на третьи сутки.
Без предупреждения
Две группы учеников средней школы №42 города Краснодара по 15 человек в каждой отправились в поход по территории Адыгеи и Кубани к горе Фишт.
По словам руководителя пресс-службы МЧС по Адыгее Сергея Сергеева, туристический поход школьников был связан с ориентированием. Вёл группу преподаватель физкультуры. Тургруппа не зарегистрировалась ни у спасателей МЧС Адыгеи, ни в спасотряде Кубани. Инструкторов тоже не было.
5 июля, на привале в районе Фишта, мальчик пошел за хворостом для костра и долго не возвращался. Сначала ребята с учителем решили сами найти пропавшего. Однако самостоятельные поиски успехом не увенчались. Только в потом решили обратиться за помощью к спасателям, которые находились неподалёку.
В этот день Никиту так и не нашли. На следующий обыскали долину реки Белая до ручья Медвежий. На помощь спасателям Адыгеи прибыли десять сотрудников МЧС из Краснодара, ещё шесть - из Туапсе. Параллельно на поиски выдвинулись спасатели с Красной Поляны.
Подростка нашли в районе реки Белая и уже вечером его транспортировали на базу оперативного штаба, а на следующий день вертолётом – в Краснодар, к родителям.
За дровами
Ребенок рассказал, что к реке приходил напиться воды. Никита не ел в горах три дня.
По словам начальника поисково-спасательного подразделения, спасателя I класса Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России Игоря Романова, группа школьников под руководством учителя физкультуры Александра Каракулина остановилась на приюте Фишт. Дети собирали дрова, чтобы на мангале приготовить пищу. 12-летний Никита Корякин дважды совершенно спокойно принёс охапки дров. На третий уже не вернулся.
«Парень просто перепутал промаркированные тропы - вышел не на ту и заблудился. Три дня он пил воду из реки и ничего не ел. Хотя, по словам самого парнишки, питался грибами. Но, как медик, я этому не верю – такой смышлёный парень как Никита на риск быть отравленным не пошёл бы. Ночью мальчик укладывался под деревом. Серьёзных травм и ушибов у парня мы не обнаружили, хотя от комаров ему здорово досталось. С Партизанской поляны, куда мы доставили Никиту, его забрали следователи», - рассказал Игорь Романов.
По мнению спасателя, слишком винить педагога не стоит. Преподаватель Александр Каракулин - заслуженный учитель Кубани, инструктор по туризму, неоднократно водил детей в горы. Его единственная ошибка в том, что школьники собирали дрова по одиночке.
«Ушёл за дровами» - эта фраза учителя, мягко говоря, удивила сотрудников Кавказского биосферного заповедника, на территории которого находится Фишт и по которому проходила группа школьников.
По словам пресс-секретаря заповедника Ольги Турищевой, за проход по турмаршруту в заповедной зоне туристы платят по 200 руб. Эти деньги идут на обустройство, маркировку и очистку тропы, уборку мусора и установку навесов в приютах и кострища в строго отведённых местах. Поскольку деревья в заповеднике рубить строго запрещено, то туристы с собой берут газовую горелку. Не знать этого педагог как заядлый турист и инструктор просто не мог. Тогда возникает вопрос: зачем дети пошли за дровами?
Однако известный альпинист Максим Богатырев не так категоричен.
«Опытных инструкторов сегодня на пальцах одной руки пересчитать можно. И скорость оперативного реагирования не зависит от регистрации – спасатели поднимаются по тревоге только по звонку. А связь в районе Фишта не работает - дозвониться с мобильного невозможно. Информировать о маршруте нужно, но куда важнее наладить связь. Группе повезло, что спасатели были рядом», - говорит путешественник.
А вот начальник Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России Алексей Носков считает, что руководитель туристской группы нарушил все мыслимые и немыслимые правила безопасности.
«Группа не была зарегистрирована на маршруте у спасателей Адыгейского поисково-спасательного отряда МЧС России по прибытию к месту предполагаемого отдыха. На момент пропажи ребёнка руководитель группы, как выяснилось, не находился в лагере вместе с детьми, фактически оставив их без присмотра и предоставив их самим себе, – рассказал А.Носков.
Пока неизвестно, что, с точки зрения закона, грозит учителям. Мнения профессиональных туристов, спасателей и родителей разделились. Но радует одно – мальчик остался цел и невредим.