Сверхсрочный сбор средств на операцию для трехлетней майкопчанки Маргариты Соломеевой всколыхнул жителей Адыгеи. Сердобольные граждане не жалели денег для больной малышки.
Сбор денег для операции в Берлинском кардиологическом центре был поставлен на широкую ногу: отец девочки оклеил листовками все остановки города, просил деньги у пассажиров общественного транспорта, на остановках в часы пик, в сетевых магазинах обустроил ящики для пожертвований.
Попадание в сети
Результатом бурной деятельности родителя и трёх благотворительных сайтов стала сумма в 700 тысяч рублей.
В «АиФ-Адыгея» обратились члены интернет-сообщества, заподозрив мошенничество в действиях отца девочки Алексея Соломеева.
«Мы через социальные сети занимаемся реальной и адресной помощью больным детям. Но в листовках Алексея Соломеева и трёх благотворительных фондов, которые собирали деньги на лечение Маргариты, насторожило то, что в просьбе о помощи нет документации из медучреждения, где проводились операции, не указаны врачи. Мы решили обратиться к руководству фондов. Потому что те, кто активно помогает нуждающимся, должны убедиться в честности и прозрачности акции. Однако выяснилось, что на фото руководящего состава изображены совсем другие люди, которые даже не подозревают, что их фотографии используют мошенники, - рассказала майкопчанка Татьяна Ласкина.
Журналисты «АиФ-Адыгея» решили разобраться, куда и кому идут собранные деньги.
«В ноябре 2014 года Маргариту начали преследовать приступы сердечной недостаточности. После обследований причина недомогания Маргариты стала ясна: дефект межжелудочкового пространства сердца. Уже в декабре Маргариту прооперировали. За операцией последовал курс лечения. В 2015 году снова операция - установка шунта. Лечение давалось нелегко, но, несмотря ни на что, Маргарита и её родители продолжают верить в лучшее. Но коварная болезнь не желает отступать. Сейчас ей нужно срочное протезирование, требуется срочно вживить клапан сердца, без которого Маргарите просто не жить», - сказано на сайте фонда.
Также на сайтах объявлен сверхсрочный сбор средств на проведение операции и на покупку клапана в Немецком кардиологическом центре DHZB (Берлин). Цена вопроса - 700 тысяч рублей в срок до 11 июня 2016 г.
«Когда я впервые увидела объявление в соцсетях, я засомневалась, почему собирают деньги на Германию. Ведь такие операции на сердце прекрасно делают в центре Бакулева и в Астрахани. Скажу по опыту: люди, которые действительно нуждаются в помощи, никогда не будут так нагло себя вести, обклеивать листовками остановки, просить в общественном транспорте, устанавливать ящики для пожертвований в магазинах», - считает заместитель председателя республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Арина Ефимова.
Благое намерение?
Сразу три благотворительных фонда, чьи офисы находятся в Новочеркасске, Сочи, Краснодаре и Ростове, срочно собирают деньги на лечение Маргариты Соломеевой. Как пояснил журналистам представитель одного из фондов Андрей Селуанов, сбор средств продолжается.
Но и деятельность этих благотворительных фондов можно считать сомнительной по нескольким причинам. Во-первых, в листовках и соцсетях благотворительные фонды упоминают телеканал «Россия 1 Адыгея» как информационного спонсора. Однако, по словам руководства канала, никакого отношения к фонду «ГТРК Адыгея» не имеет.
Есть ссылка на сайт Русфонда. Но на сайте Русфонда по запросу «Маргарита Соломеева» ничего не найдено.
В ходе журналистского расследования выяснилось, что у всех трёх сайтов благотворительных фондов один IP-адрес. Однако ни один контактный телефон не отвечает. Из официального ответа управления Минюста РФ по РА следует, что ни один из фондов, собиравших деньги для Маргариты, в ведомственном реестре не зарегистрирован. Во всей истории реальным остаётся только расчётный счёт, который принадлежит Алексею Степанову. Он же Андрей Селуанов, он же убитый горем «отец» больной девочки Алексей Соломеев.
Но Алексея Степанова уже разыскивают в Приморье: уроженец Брянской области собирал деньги на операцию дочери Татьяны в автобусах Владивостока, обращался за помощью через томское телевидение, собирал деньги в Курске и Новосибирске. Теперь мужчина промышляет на территории Кубани и в Адыгее.
«Во Владивостоке, пишут мне ребята из соцсетей, Алексея Степанова уличили в мошенничестве, он исчез. А через некоторое время вернулся и опять начал денежные сборы. Кроме того, он ссылается на закон, по которому никто не имеет права угрожать его доброй репутации», - рассказала Арина Ефимова.
Меняются города – меняются имена, адреса, фото и история болезни ребёнка. На смену Татьяне Степановой пришла Маргарита Соломеева. А история болезни ребенка – точная копия текста со страницы благотворительного фонда Константина Хабенского о реальной девочке Соне Станишевской. Отличаются только имена и диагнозы.
В отцы годился
Родителей Маргариты Соломеевой по указанному на сайтах адресу Майкоп, ул. Чкалова, 82, кв.3 не удалось найти ни журналистам, ни активистам интернет-сообщества. Соседи о существовании больного ребёнка ни разу не слышали, семью Соломеевых не знают. А квартиру № 3 хозяева сдают посуточно. Но отцу Маргариты журналисты «АиФ-Адыгея» всё же дозвонились.
По его словам, Маргарита сейчас находится в Берлинском кардиологическом центре под аппаратом искусственного поддержания жизнедеятельности. В конце недели ребёнку проведут операцию по внедрению сердечного клапана. В Краснодарский краевой кардиологический центр ребёнок поступил 7 июня 2015 г.
«Две операции по шунтированию сердца ребёнку сделали бесплатно. Но врачи не добились нужного результата и посоветовали обратиться в Германию. 21 января этого года Маргарита была направлена в Берлинский кардиологический центр в соответствии с направлением из Краснодарского кардиологического центра по медицинской карте 20780. Есть квота республиканского министерства здравоохранения на 900 тыс. руб. Но необходима сумма на клапан, транспортировку ребёнка и различные медикаменты. На данный момент нужная сумма 300 тыс. руб. Нам помогают три благотворительных фонда», - пояснил родитель девочки.
Однако, по словам первого заместителя министра здравоохранения Адыгеи Галины Савенковой, операцию за рубежом может предложить только головное московское лечебное учреждение (в данном случае, это Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Бакулева - авт.). И только если операция на территории страны невозможна. Направление на операцию за границей даёт Минздрав России. О каких-либо квотах республиканского ведомства речи вообще быть не может.
«Направление на лечение Маргариты Соломеевой никогда не выдавалось ни министерством, ни детской клинической больницей. Более того, в поликлинике по месту жительства Маргарита Соломеева вообще не значится. Не зарегистрирован ребенок и как застрахованный», - пояснили специалисты Минздрава Адыгеи.
Проще говоря, следов тяжелобольной Маргариты Соломеевой найти не удалось. А полгода назад на ул. Чкалова, 82, кв 3. поселился директор цирка. Его 18 апреля взяли правоохранительные органы. Цирк уехал, а когда-то выгнанный из цирка и уже судимый за мошенничество Алексей Степанов остался в Майкопе.
По словам полицейских, задержанный сознался в том, что собирал деньги для лечения несуществующего ребёнка. Но понесёт ли он ответственность за обман, неизвестно. По закону, без заявлений от граждан об обмане, подозреваемого надо отпускать. И без заявления граждан ему нельзя предъявить обвинение в совершённом преступлении.
18 апреля отдел по борьбе с экономической преступностью отпустил А. Степанова на свободу «за отсутствием состава преступления». А на следующий день респондентам редакции Татьяне Ласкиной и Арине Ефимовой, которые помогли журналистам в расследовании, в соцсетях посыпались угрозы.
«Правоохранительные органы могут завести уголовное дело по статье «Мошенничество» только в том случае, если есть заявление от пострадавших граждан об обманном присвоении их денежных средств мошенниками или же есть материалы СМИ с представленными доказательствами мошенничества», - пояснил Уполномоченный по правам человека по Адыгее, заслуженный юрист РА Анатолий Осокин.
Все материалы по данному делу, полученные в ходе расследования редакцией, отправлены во все силовые структуры республики.
Однако, как только Степанова выпустили на свободу, в соцсетях вновь появилась публикация о сборе средств для тяжелобольной Маргариты Соломеевой.
«АиФ-Адыгея» будет следить за развитием событий.