Утилизация мусора - процесс сложный и трудоёмкий. Но необходимый по закону и по совести. Да, не хватает рук. Однако краснодарские компании, которые занимаются вывозом мусора, нашли «отличный» способ избавляться от лишнего груза.
Лишний груз
Мусор, в обход собственной территории и федерального закона, который требует утилизации ТБО «в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду», вывозят на территорию соседнего региона, на свалку Тахтамукайского района Адыгеи.
Причём традиция эта сложилась давно. В этом году ОНФ оп Краснодарскому краю совместно с Росприроднадзором по Кубани и Адыгее провели сразу два рейда - в мае и в июле - и отследили путь ТБО из Краснодара в Адыгею. Выяснилось ,что у 80% автомобилей, которые свозят ТБО на свалку посёлка Энем Тахтамукайского района, краснодарские номера.
«По закону, каждая организация, которая занимается вывозом и приёмом мусора, должна иметь лицензию на его утилизацию. Прейскурант цен, к слову сказать, приемлемых, есть на каждый вид отходов. В Адыгее, к примеру, утилизация одной лампочки стоит 18 руб., килограмма лакокрасочных материалов - 7 руб. 50 коп. По этому прейскуранту должны платить компании, которые мусор сдают», - пояснили специалисты предприятия «Транссервис».
Но, видимо, не все краснодарские организации жаждут заплатить даже минимальную сумму, поэтому предпочитают просто вывезти мусор в другой регион.
Как показал рейд, не все краснодарские транспортировщики отходов отличаются уважением к закону, сваливая мусор в соседнем регионе. Хотя обязаны контролировать перемещения своих мусороуборочных машин и до 29 сентября сбрасывать ТКО только на лицензированных площадках и по установленным тарифам. Между прочим, это обязанность, установленная договорами для всех российских компаний по вывозу мусора.
Своя земля
Но, как выяснилось, виноваты в замусоренности территории района не только машины с краснодарскими номерами. По словам первого заместителя главы Тахтамукайского района Ярахмеда Ярахмедова, в районе каждый кусок земли имеет своего арендатора или собственника. Порой для строительства нерадивые хозяева земли используют бу стройматериалы, потворствуя незаконным перевозкам и превращая собственные земли в несанкционированные свалки.
«Практически на каждом заседании администрации района поднимается вопрос несанкционированных мусорных свалок. Чаще всего их можно видеть вдоль трассы пос. Яблоновский -аул Афипсип. На некоторых владельцев земель, где устроены свалки, возбуждены уголовные дела», - рассказал Я. Ярахмедов.
Администрация района пытается навести порядок, но бороться с незаконными перевозками мусора ещё и из Краснодара, не всегда получается.
Суд да дело
Отдельного разговора заслуживают проблемы Энемской свалки, куда свозится 90% мусора и из Краснодара.
По словам заместителя руководителя Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Адыгее Виктора Сердечного, из-за неправильного складирования отходов на достаточно большой площади, при малейшем ветре они просто разлетаются. Об этом в постоянных жалобах в Росприроднадзор пишут члены краснодарского дачного товарищества, которое расположено неподалёку. Их можно понять - горы мусора угрожают здоровью людей. Поэтому Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Адыгее пытался эту свалку закрыть.
«Но районный суд встал на защиту юридического владельца свалки. Поэтому сейчас мы хотим выяснить, какие краснодарские организации свозят мусор на Энемскую свалку, чтобы, в соответствии с законом, заставить их платить деньги в бюджет Адыгеи. За несколько лет там накопилась немалая сумма», - уточнил В. Сердечный.
А пока суть да дело, в Адыгею незаконно свозят горы мусора.