Позади треволнения единого госэкзамена. Подведены итоги, составлены рейтинги самых сильных в плане подготовки к ЕГЭ школ и аутсайдеров. Оценена организация экзамена.
Чиновники с удовольствием отметили, что в этом году в Адыгее впервые после нескольких лет провалов и коррупционных скандалов появились 100-балльники.
Также впервые Адыгея вышла из «красной» неблагополучной зоны в экзаменационную «жёлтую». Однако вопросы к ЕГЭ и недовольство им остались.
Кому ставить «неуд»
По результатам ЕГЭ были составлены рейтинги лучших и худших школ. Но на взгляд большинства россиян, оценивать школу и работу учителя по результатам ЕГЭ нельзя. В этом смысле Минобрнауки солидарен с народом.
На Всероссийском совещании министр образования Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Экзамены не должны служить основанием для каких-то административных или кадровых решений. Скорее, наоборот, если где-то результат недостаточно высокий, - это основание, чтобы оказать дополнительную помощь, поддержку».
Однако ещё одно высказывание глава ведомства заставляет задуматься о будущем российского образования. Что означает фраза: «Главный результат, по которому будем оценивать работу, - это честность и объективность проведения ЕГЭ, а не конкретная оценка, конкретный средний балл по тому или иному предмету»? Выходит, организация самого экзамена важнее знаний учащихся?
Представители ОНФ в Адыгее обратили внимание, что ЕГЭ практически убил процесс образования и привёл к поголовному репетиторству.
Подавляющее большинство учеников вынуждены ходить к репетитору, чтобы надлежащим образом подготовиться к ЕГЭ. Получается, хороший результат экзамена - это, в первую очередь, заслуга репетитора, а не учителя. Складывается ситуация, когда у слабого учителя дети ходят к репетитору, и получают высокие баллы. Получается, преподаватель получает незаслуженно высокую оценку за фактически чужой труд.
Чиновники Минобнауки Адыгеи с гордостью отчитались: в отличие от прошлых лет, в этом году в сознании учащихся родителей произошёл перелом - ни одного коррупционного скандала, ни одного нарушения.
«Мы впервые радовались за своих 100-балльников. Дети сами писали ЕГЭ. Кроме того, я провела анализ письменных работ тех, кто получил «неуд». Куда смотрели учителя, почему не занимались с такими детьми дополнительно? Тут все претензии к учителю. Если человек, заходя в класс, открыто говорит, кому из учеников репетитор просто необходим и сколько лично у него такая услуга стоит, возникает вопрос: а что ты сам сделал как учитель и на своём ли ты месте?» - говорит руководитель комитета по образованию Майкопа Сусанна Паранук.
Родители давно это поняли. Не надеясь на школу, они отдают немалые суммы репетиторам. Учителям при грошовой зарплате, переполненных классах и нагрузке в 30 часов выгоднее заниматься репетиторством со своими же учениками.
О чём думают дети, окружённые металлоискателями у входа в пункт сдачи ЕГЭ, глушилками мобильной связи в коридорах, видеокамерами в кабинетах, остаётся только гадать. Обложили техникой - не до скандалов.
«В этом году к организации ЕГЭ нет никаких претензий. Но я бы не торопился кричать: «ура». Общество с экзаменом не смирилось. Недавно завершилась 56-я Международная математическая олимпиада, где сборная России все годы была неизменным лидером. В этом году впервые за всю историю олимпиады наши ребята скатились до 26 места. Обрушение математического образования в стране напрямую связано с ЕГЭ», - считает доверенное лицо президента России, педагог Алексей Стальной.
Так что произошло в Адыгее со сдачей математики? 20 человек не допущены к ЕГЭ из-за неудов. Есть просто не сдавшие экзамен. Те, кто сдавал, выбирали из двух позиций: математику базового и профильного уровня.
«Я против разделения математики на уровни. Школьники, сдавшие базовый уровень по математике, не в состоянии поступить в технические вузы. Базовый уровень должны сдавать единицы, а у нас его сдаёт подавляющее большинство выпускников. Это выглядит особенно дико, когда касается учащихся математических школ. В математических классах час профиля оплачивается, а учитель работает на базовом уровне, особо не заморачиваясь. Но ещё страшнее то, что многие не сдали даже базового уровня», - говорит специалист по допобразованию Адыгейского филиала Университета Российской академии образования Лариса Гутова.
«Чему мы радуемся? Тому, что школу перевели в поставщика образовательных услуг, как общепит или прачечную? Тому, что к учителю и к образованию так и относятся? Тому, чтов этом году обошлось без коррупционных скандалов? А о качестве знаний хоть кто-то из чиновников задумался? Что прекрасного в том, что старшеклассник за задачку третьего класса берёт самый высокий балл, а задачу выпускного класса решить не в состоянии, - рассказала в интервью «АиФ-Адыгея» член Совета по развитию гражданского общества при главе Адыгеи Нина Коновалова.
Неудобные ученики
Всем ли под силу ЕГЭ? Все знают, что у нас есть элитные и обычные школы, причём, среди обычных - те, что ниже среднего уровня. Детей со слабой успеваемостью из элитных школ «просят» - аутсайдеры не должны портить картину успеваемости.
Но многим из этих детей ЕГЭ просто не под силу сдавать. Для них «тройка» - уже результат. Нет больше в наших школах коррекционных классов, слабые дети учатся наравне с остальными. Многие из них не в состоянии освоить даже базовый уровень.
«В конце года приходится условно переводить такого ребёнка в следующий класс, потом ещё и ещё. Оставлять на второй год бессмысленно. Почему не выдать аттестаты с «неудом»? Почему не восстановить коррекционные классы и очно-заочные школы? Ведь после 9 класса слабым детям не светят даже профколледжи Адыгеи - слишком высокие баллы что в гуманитарно-техническом, что в медицинском, что в политехническом. Остаётся одно - улица», - говорит председатель комитета по социальной политике Совета народных депутатов Майкопа Наталья Ткаченко.
По мнению омбудсмена по защите правам ребёнка в Адыгее Александра Ивашина, чиновникам пора прислушаться к жалобам россиян на ЕГЭ. Это индикатор общественного мнения. Да, нужен запрос государства на грамотных людей, на учителей, как это сделали в Белоруссии. Но 20 лет бесконечных образовательных реформ не выстроили стройную и чёткую систему образования в России. В течение года сменилось три стандарта образования. А должен быть единый стандарт, единый учебник и равные возможности для получения образования у каждого ребёнка.