Примерное время чтения: 5 минут
247

Руслан Мамий: «У нас государство не формулирует, что ему нужно от науки»

«АиФ-Адыгея» №46 11/11/2015
Фото Надежды Гусевой / АиФ

«Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной, на центральных ТВ-каналах идут битвы экстрасенсов, знахари настоями и травами берутся излечить все болезни, в головах людей - каша из дремучих суеверий и обрывков языческих ритуалов. Отличие от Средневековья лишь в том, что всё это стыдливо прикрыто наукообразными терминами», - считает профессор, доктор филологических наук Руслан Мамий.

Без заказа на открытия

Карина Кадиева, АиФ–Адыгея: - 10 ноября мы отметили Всемирный день науки. С какими сегодня проблемами она столкнулась?

Руслан Мамий: - Самая главная: государство не сформулировало свой заказ науке, как это делается во всемирной практике. Государство должно определять политику науки. Какими бы ни были США, но там ежегодно формулируют приоритетные научные направления. К примеру, нужны исследования мозга. Если учёный или целый институт этим займётся, получит вот это и вот то. Такой подход срабатывает - не столько из-за денег, сколько потому, что учёные нуждаются в признании. Социальный статус - великий рычаг, при его правильном использовании многого можно добиться.

У нас государство не формулирует, что ему нужно от науки. Исчез приводной механизм для удовлетворения этих запросов. Инициатива должна исходить от учёных. Но основной заказчик - государство. В СССР формулировали госзадания, назначали ответственных, выделяли ресурсы - не хочу сказать, что это был очень хороший механизм, но он работал. Сейчас ведь вообще никакого механизма нет. 

- А есть ли потребности? 

- Адыгея, к примеру, аграрная республика. Где развитие аграрной науки? Раньше у нас росло столько помидоров и огурцов, болгарского перца и картофеля разных сортов, что кормили сразу два региона и ещё отправляли на экспорт. В Адыгее тогда работали 6-7 консервных заводов, в каждом районе - молочный комбинат. Вот было импортозамещение! Теперь на тех же полях в опасности знаменитый чернозём, сеют те культуры, которые быструю прибыль приносят. Где новые сорта, экспериментальные поля?

Да разве только у аграриев проблемы?! В стране перестают работать антибиотики, ракеты падают. У нас государство не связывает факт того, что падают ракеты, с финансированием науки и образования по остаточному принципу, а учёные не в состоянии доказать свою необходимость для нашего государства. Вот это действительно радикальная проблема. 

Инженеры на задворках

- Во все сферы нашей жизни пришёл рубль. Это благо для науки?

- Сегодня это необходимо. Государственный или частный рубль нужен. Начиная с зарплаты, заканчивая грантами. Как без рубля донести открытия до общества? Но нельзя допускать, чтобы нами правила анархия рубля. Рубль должен быть подконтролен. 

Сейчас в стране исчезают диссертационные советы. На юге России только два осталось - в Махачкале и Ставрополе. Чтобы войти в этот совет, нужно опубликовать, конечно, платно не менее 15 работ в журнале Высшей аттестационной комиссии (ВАК), быть доктором или кандидатом наук. Если нет,  твои открытия даром не нужны. Пробиться сквозь такие препоны даже Ломоносов не смог бы.

Беда не в том, что в науку пришёл рубль, а в том, что его катастрофически мало. Мы выживаем за счёт того, что создано ещё в Союзе. Сейчас сокращение бюджета списывают на кризис в стране. Он длится с 90-х. Почему не связать скудное финансирование науки и образования со стремительностью кризиса? О чём говорить, когда на зачёт в вуз приходят студенты, которых преподаватель не видел весь семестр? 

- Математики жалуются: исчезает российская инженерная школа - лучшая в мире. Почему?

- Инженеры рождаются в школе. Пример Ирана: когда страна хотела сделать ядерную программу, она начала с проведения международных математических и физических олимпиад. Мир узнал о талантливых иранских математиках. По тому же пути сейчас идёт Китай. Но я не помню школьных олимпиад, которые бы традиционно проводились в нашей стране. Нет у нас инженерной школы, потому что спроса на кадры у государства нет. Не готовят их, потому что некуда посылать. 

Поляны чудес 

- Страну наводнили экстрасенсы и целители. Почему молчит официальная наука?

- Не тот рейтинг. К тому же в тяжёлые времена люди просят чудо. Спрос рождает предложение. Люди мечтают быстро избавиться от всех болезней сразу. Вот и появляются на ведущих каналах экстрасенсы, знахари, гадалки и целители. Силу кроличьей лапки сменила мощь торсионных полей, заговорённая вода именуется влагосодержащим носителем биоинформации. Одни в эту чушь свято верят, другие быстро и цинично делают на ней деньги. 

Что касается фундаментальной науки, она слишком далека от народа. Потому что требует десятилетий. Не нужно жалеть денег на эти десятилетия, нужно дать учёным возможность заниматься тем, чем они хотят и могут.

У России, пусть и в минимальном объёме, ещё остались те, чьё научное сообщество  можно назвать «критической массой». Если мы его разрушим, а мы сейчас на грани этого события,  потребуются многие поколения, чтобы воссоздать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах