Примерное время чтения: 6 минут
691

«Утечка мозгов» из России: настоящий ученый всегда был голодным

Сюжет Общество

Майкоп, 5 февраля - АиФ-Адыгея. «Без веры в Бога и жажды познания занятия учёного превращаются в простое экспериментирование природы», - считает первый в Адыгее доктор физико-математических наук Магомет Шумафов.

Кому - науки?

- Вы признаны «Человеком года-2012» в АГУ, стали первым по математике доктором физико-математических наук Адыгеи, в Кембридже вышла ваша книга. Не кружится голова от регалий?

- Истинный учёный не может быть тщеславным. После покорения одной вершины на горизонте обязательно «замаячит» другая. Познание неизвестности меня привлекает больше, чем подсчёты достижений. Я понимаю аскета Перельмана, которому было интересней доказать гипотезу Пуанкаре, чем получить миллион долларов. Его счастье измеряется не купюрой, как бы дико это сегодня не прозвучало. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие и этого не знают». К сожалению, наше незнание растёт гораздо быстрее нашего знания.

- Получается, настоящий учёный должен быть голодным? Или это просто удобная позиция государства?

- Я против такого радикализма. Хотя татарский поэт Тукай писал: «Наука и сытость не могут дружить». И если взять историю науки, жизнь великих учёных никогда не была сытой и спокойной. Преодоление трудностей закаливало характер. Я не аскет. Но, помимо математики, у меня есть отдушина: философия и религия.

Никогда не задумывались, насколько верен лозунг, который существовал ещё в советские времена: «Знание - сила»? Что бы ни говорили сегодня, именно наука сделала Советский Союз мощной державой, на достижения которой равнялся мир. Чем гордились? Первым спутником, первым человеком, полетевшим в космос, атомными станциями, уникальными самолётами. Наука нужна стране как воздух. Где наука, там сильное государство. Это составная часть государственной безопасности.

- Поэтому мы отмечаем День российской науки со слезами на глазах. Сегодня эта наука хоть кому-то в России нужна?

- Конечно. «Утечка мозгов» из России - явление нездоровое. Но Россия подписала Болонскую конвенцию, по которой наши студенты и выпускники вузов имеют право выбирать любой вуз, страну мира, где хотели бы учиться и работать. Тревогу вызывает тот факт, что многие остаются на Западе после учёбы. Приостановить этот «исход» можно только экономическим способом. Волевым решением остановить этот процесс невозможно. Понимаете, надо разграничивать задачи: учёные создают щит государства, а государство в ответ их оберегает, предоставляя им полный соцпакет, достойную зарплату и условия для работы. Если первый пункт выполняется, то со вторым - большие проблемы.

- Адыгея всегда славилась своими математиками.

- Не только Адыгея. В мире до сих пор очень высоко ценится российское математическое образование. Несмотря на то, что многие видные и молодые учёные уехали на Запад, математическая наука в России пока остаётся на высоте. Надолго ли? Не знаю. В математической школе Адыгейского госуниверситета учится много талантливых школьников. Но многие после её окончания уезжают учиться в большие города.

Умники в «дефиците»

- Ваши коллеги - университетские преподаватели в один голос подтверждают: уровень сегодняшних абитуриентов никак не дотягивает до университетского минимума. Куда же подевались умники и умницы?

- Их знания на протяжении ряда лет выхолащивает ЕГЭ. Против введения единого госэкзамена выступали видные российские учёные. Но к ним почему-то не прислушались. Практика нескольких лет показывает: ЕГЭ себя не оправдал. Единый госэкзамен ориентирован на то, чтобы ученик угадал готовый алгоритм решения. Не процесс показал, не рациональный путь нашёл. Есть вопрос - угадай ответ. А процесса мышления нет. И приходят к нам на первый курс студенты, большинство из которых напрочь лишено умения мыслить, так необходимого математике. Школа не осваивает школьную программу, и без того упрощённую донельзя, а натаскивает на сдачу ЕГЭ.

- Но сегодня столько предметов «навалилось» на школьников, что, может быть, стоит подумать об упрощении программы?

- Упрощение, как правило, приводит к выхолащиванию. Что касается математики, то я придерживаюсь концепции разделения двух подходов: « математика для всех» и «математика для будущих исследователей». Для массовой школы надо четко определить минимальный, необходимый, уровень математической подготовки, добиваясь при этом владения основами математической культуры. Главное здесь научить мыслить, рассуждать, доказывать. Последние могут служить хорошей мерой против перегрузки школьной программы по математике. Современному студенту не хватает энтузиазма, горения, тяги к знаниям. Во главу угла ставятся деньги. Не всегда понимают, что деньги служат человеку, а не наоборот. Но переориентировать человека на духовные ценности сложно. Ищем мимолётного, упускаем вечное.

- У Конфуция спросили, как должен Учёный вести себя с Правителем. Мудрец ответил: «Очень просто: говорить правду». У вас получается?

- Я всегда стараюсь быть правдивым. Другой вопрос, что не все Правители понимают, как важно слышать спектр мнений, а не заготовленное, привычное и приятное. Но пока человек имеет собственное мнение и готов им делиться, у Правителя будут варианты решения. А иначе - тупик.

ДОСЬЕ:  Магомет Шумафов родился в 1952 г. в ауле Хакуринохабль. В 1974 г. закончил с отличием физмат Адыгейского госпединститута. В 1975-79 гг. - учитель математики и физики в Чечено-Ингушетии. В 1980-1982гг.-аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1983-1991 гг. работал в двух московских НИИ. В 1992 г. приглашён на работу в Адыгейский госуниверситет. В 1999-2001 гг. -докторант Санкт-Петербургского госуниверситета. Кандидат физико-математических наук.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах